Храм святого благоверного великого князя Александра Невского г.Тулы - 7 февраля 2014 года.ПОМОЧЬ СТРАЖДУЩЕМУ ВСТРЕТИТЬСЯ С БОГОМ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

7 февраля 2014 года.ПОМОЧЬ СТРАЖДУЩЕМУ ВСТРЕТИТЬСЯ С БОГОМ

7 февраля 2014 года.

ПОМОЧЬ СТРАЖДУЩЕМУ ВСТРЕТИТЬСЯ С БОГОМ

В рамках недавно прошедших в Москве XXII Международных Рождественских образовательных чтений был проведен круглый стол на тему «Вопросы объединения реабилитационных структур Русской Православной Церкви в единую сеть помощи наркозависимым гражданам». В его работе принял участие протоиерей Виктор Рябовол, настоятель тульского храма святого благоверного великого князя Александра Невского, в котором окормляются страждущие алкогольной и наркотической зависимостью. И наша беседа с ним началась с рассказа об услышанном на Рождественских чтениях.

- Отец Виктор, было ли что-то новое, что Вы отметили для себя, что может пригодиться в Вашей работе в Туле?

- За круглым столом прозвучало много рекомендаций, полезных тем, кто занимается помощью наркозависимым. Своим опытом делились наиболее известные в этом отношении центры – уральские, питерские, московские. Но надо сказать, что большей частью то, о чем говорилось, у нас в Туле уже есть.

- Кто выступал с докладами?

- Очень интересным был доклад епископа Каменского и Алапаевского Мефодия (Кондратьева). Он же и руководитель Синодального отдела, ответственного за работу по противодействию наркомании. Его выступления всегда конкретные, это действительно тот человек, который знает, что он делает, и главное – любит людей.

Ценную информацию предоставил его помощник Роман Прищенко, руководитель благотворительного фонда праведного Иоанна Кронштадтского, он рассказал об имеющихся центрах помощи наркозависимым, дал их адреса и телефоны. Радует, что система эта сегодня открытая, люди говорят: если у вас есть что-то интересное, мы с радостью это у себя используем. То есть дается возможность для внутреннего маневра, соответствующего тем условиям, в которых мы находимся.

В выступлении протоиерея Сергия Белькова из Санкт-Петербурга был затронут очень важный на сегодня вопрос о псевдореабилитации. Недавно совместно с медиками мы обсуждали такую же проблему в Туле. Множество организаций рекламируют себя, утверждая, что они все могут сделать – только плати. Но, проверив их, мы убедились, что нет там никакой реабилитации, есть только экономический интерес и психологические манипуляции. Об этом тоже говорилось за круглым столом.

В выступлении отца Сергия Белькова я отметил еще один интересный момент: столкнувшись с неэффективностью работы с наркозависимыми, он пошел по принципу организации на первых порах клуба матерей, жен созависимых. Мы тоже пошли по этому пути.

Есть в этом милость Божия, действие Духа Святого, когда люди, не сговариваясь, используют общие принципы. Сам Господь показывает нам их как наиболее эффективные.

- Расскажите об особенностях Вашей работы с людьми, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, и с их родными.

- Мы шли эмпирическим путем. Вначале использовали уже готовые методики – проводили беседы с людьми, беседы по Евангелию. Потом взяли еще дореволюционные методики, которые были разработаны тогдашними обществами трезвости; кстати, такие общества действуют и сегодня. Это постоянная духовная помощь страждущим и их близким, связанная и с беседами, и обязательно с таинствами - исповеди, причастия, молебны.

Непременной составляющей нашей работы являются беседы о страстях. О том, как помочь человеку бороться со страстями. А главное – научить молиться.

Главные принципы для тех, кто молится о своих близких: не осуждай, не гневайся; не говори никому о грехе своего чада или мужа, о ком молишься, и ему не говори, что молишься о нем, иначе молитва наша будет всуе.

Беседа о страстях всегда конкретная. Ищем причины пьянства, причины наркомании. Что питает самолюбие человека? Тут целый комплекс страстей из трех «с»: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Очередность каждой страсти для каждой зависимости разная. При пьянстве это всегда, прежде всего, сластолюбие (то есть определенное чревоугодие) и славолюбие, или тщеславие, и лишь затем сребролюбие. У наркоманов на первом месте стоит страсть тщеславия, а потом сластолюбие. У игроманов – желание наживы, или сребролюбие, потом тщеславие, потом сластолюбие.

- И с отсечением этих страстей человек может исцелиться?

- Зависимости, как сорняки, произрастают из множества страстей. Каждая из них еще и подпитывается определенными пристрастиями. Чем сильнее всего удерживается алкогольная зависимость? Очень просто: унынием. Человеку плохо; внутри у него- пустота. Кстати, виртуальные технологии, связанные с компьютером, с телевидением, тоже питают уныние. Идет постоянная подпитка этой страсти! Все это приходится объяснять. А главное, объясняем, что своими силами со страстями не борются! Это возможно только с помощью Божией.

Первый шаг, который должен сделать человек на пути к своему освобождению от зависимости – это покаяние, исповедь. Осознанная исповедь. Это принятие ситуации такой, как она есть. «Я согрешил, я нахожусь там-то и там-то». Второй шаг: ты принял это, и ты должен себя укорить. Третий шаг - через жалость к окружающим, страдающим вместе с тобой, ты должен прийти к тому, чтобы начать молиться об исцелении от своей страсти и о помощи близким.

Способы борьбы со страстями объясняются во время беседы. Обращается внимание на то, что любое ограничение какой-либо страсти рождает гнев. Например, ограничение в еде вызывает раздражение, а раздражение – это первая ступенька гнева…

Покаяния нет без доброделания, без добродетели. Добродетели – это обратное действие тем страстям, за которые священник назначает епитимью. Из покаяния должно родиться милосердие. Если его нет, это будет просто оборона от страстей. А когда есть милосердие, можно уже говорить о начале жизни в Духе Святом. И тогда действуют совсем другие законы – законы Небесные. Когда в каком-то процессе участвует Господь, мы обязательно с Ним встречаемся. И наша задача – привести, подготовить человека к этой встрече, чтобы и сам он потом этой встречи искал. Вот то, что касается работы священника…

- Но ведь то, о чем Вы говорите, – борьба со страстями- это уже аскетика, почти монашеская жизнь… Доступна ли она обыкновенному человеку, да еще одержимому такими пороками?

- А другого пути для исцеления просто нет! Конечно, путь этот очень болезненный, потому что человек, обуреваемый страстями, проходит через огонь ада внутри себя. Гнев, который сопутствует всему, – это тоже огонь ада. Но это и есть начало духовной жизни. И здесь очень важна острота желания. На проповедях я часто это подчеркиваю: у нас не хватает остроты желания, желания исцелиться и помочь. То же касается и молитвы…

- Этим занимаетесь только Вы, или еще кто-то из священников храма?

- Все занимаются, но более активно – я и отец Евгений Гришанов.

- Беседы Вы проводите индивидуально с каждым страждущим?

- Беседы со страждущими-на мне; с созависимыми – беседую я и отец Евгений. Но он и от страждущих не убегает и с ними старается беседовать, и мне очень нравится его отношение: любовь и понимание человека. Желание выслушать его, понять и помочь.

- Но помочь можно только тому, кто сам этой помощи ищет!

- Мы должны предложить мотивацию, то есть найти то главное в жизни человека, что заставит его действовать в нужном направлении… Матерям, женам я всегда объясняю, что исцеление их близких обязательно пройдет через их сердца. Они обязательные участники этого процесса, их дети от них неотделимы!

- Даже взрослые дети?

- Да. Все пройдет через сердце матери. Отец, мать – это самые неравнодушные люди, готовые жертвовать собой. А это и есть настоящий принцип любви, любовь – это жертва собой ради близкого. Материнская любовь именно такая – когда себя не жалко.

- Но это должна быть правильная жертва, а не такая, когда приносишь себя в жертву пороку, бесу, который владеет твоим близким? Когда созависимый сам становится рабом той страсти, которая подчинила себе страждущего?

- Ну конечно! Но в этом и проявляется искусство взаимоотношений. Это их встреча с Богом. Они взяли своих детей за руку и выводят их из ада. А многие из них и сами в этом аду находятся. Это такое «путешествие» из ада в рай – очень болезненное. А самое страшное, что не всегда дети выздоравливают. Но даже если они умирают, но они уже встали на этот путь, пошли по нему, есть надежда, что Господь их по-другому и судить будет, что они будут спасены. Да, были срывы, падения, но они начали этот путь вместе со своими матерями. И как важна материнская молитва – даже сейчас, когда они ушли! И для матерей здесь главный мотив – выстоять…

- Отец Виктор, до сих пор мы говорили о духовных принципах Вашей работы. Давайте остановимся на ее практической стороне.

- Обобщая наш опыт, мы создали три папки. Одна папка содержит материалы по методикам: мы взяли за основу опыт «Двенадцати шагов», переделав его на православный лад. «Двенадцать шагов действенной любви» – это катехизация. Мы проводим катехизацию по «Символу Веры», в соответствии с этим строим беседы. Это не значит, что мы один раз провели эти беседы и все, нет, к ним надо постоянно возвращаться, ведь приходят люди разной подготовленности. Все услышанное они должны осознавать полностью. Если наша задача – жизнь в Боге, соответственно с этим и беседы должны строиться.
Потом – психотренинги. Их проводят опытные психологи. Как священник я веду индивидуальный прием страждущих по вторникам. На первичном приеме мы намечаем план действий, определяем, как я уже сказал, мотивацию, пытаемся понять, какими ценностями в своей жизни руководствуется человек…

Когда в семье мать, отец узнают, что их близкий принимает наркотики, первая реакция всегда – шок, парализация. Возьмем любого – верующего, неверующего – реакция будет одинаковая. Тут необходима помощь психологов, которые используют психотренинги, помогая найти выход из этого «паралича». Психолог Надежда Борзова уже второй год проводит такие тренинги. Валерий Викторович Бочкин, тоже опытный психолог; Ольга Владимировна Варванина, врач-психотерапевт. Ее задача – разобраться в некоторых психологических деформациях. Это могут быть и родовые травмы, и какие-то стрессы, психотравмы, полученные в раннем возрасте; семейные деформации. Все эти люди помогают безвозмездно, страждущие с ними общаются постоянно.

Вторая папка содержит просветительские материалы, брошюры, видеоролики антинаркотической направленности, мы раздаем их всем заинтересованным лицам, представителям учебных заведений, которые к нам обращаются.

И третья папка – это адреса реабилитационных центров, лечебных учреждений, в том числе и православных. В Петербурге в институте мозга есть отделение для лечения наркозависимых, очень эффективное, там идет восстановление определенных функций мозга, которые у таких людей страдают в первую очередь. Направляем людей в центр праведного Иоанна Кронштадтского в Москве, недавно два человека туда поехали…

Во всех центрах – строгая дисциплина. Человек, находящийся там, не должен позволять себе срывов – в противном случае его просто удаляют из центра.

- Как Вы относитесь к такой практике лечения алкоголизма, как «кодирование»?

- Кодирование, связанное с применением лекарственных препаратов, вполне допустимо, его можно рассматривать как определенного рода химическую блокаду. С такими людьми можно успешно работать, они вменяемы, могут причащаться. А вот к так называемому гипнотическому кодированию мы относимся строго отрицательно. В этом случае происходит воздействие на подсознание. Работать с такими людьми совершенно невозможно, они просто убегают из храма!

Некоторые считают, что мы тоже «кодируем». Мы не кодируем, мы используем строго церковные методы. Не занимаемся мы и отчиткой, это запрещено – никаких заклинательных молитв.
Дело в том, что мотивация, которую мы совместно с окормляемыми стараемся найти, приводит их рассудок в определенное состояние, когда человек сам сознает необходимость своего изменения, сам приказывает себе: я не должен так поступать!

- Если я правильно Вас понимаю, отчитка, если человек не меняет своей жизни, приводит к тому, что из него выгоняют беса, а так как место свято – душа человеческая – пусто не бывает, туда придут другие, по Евангелию – злейшие его, «и будет для того человека последнее хуже первого»…

- Сплошь и рядом идет неучастие человека в собственном исцелении, вот что опасно!

- Но Вы признаете, что страждущий наркотической или алкогольной зависимостью одержим духом нечистым?

- Конечно! Но, когда у человека происходит осознание самого себя, в таинствах, даже если в нем находился бес, он убежит, не сможет удержаться! Самое главное для нас – привести человека к Таинству Христову, но так, чтобы он был не пассивным, а сознательным его участником.

- Вы сотрудничаете с медицинскими учреждениями Тулы?

- Тесное сотрудничество у нас с областным наркодиспансером; с реабилитационным центром в Новомосковске на 20 коек, там лечатся и взрослые, и дети.

Я был на всероссийском съезде наркологов и могу сказать, что сегодня это в большинстве своем люди очень лояльные к Церкви.

- Врачи уже поняли, что без помощи священников им с этой проблемой не справиться.

- Духовная помощь обязательно должна быть. Это же страсти, а борьба со страстями с помощью одних лекарств – бесполезное занятие.

Психологическая помощь сама по себе тоже недостаточна. Все должно быть в комплексе: врач, психолог и священник. Что у нас и происходит.

- То есть это болезнь, но болезнь и душевная, и физическая, и духовная. И без духовного исцеления вылечить ее невозможно.

- Молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которые мы служим каждую субботу после литургии, очень действенны. Именно на иконе «Неупиваемая Чаша» четко показан принцип борьбы со страстями: «Сим победиши всякую страсть». Это - Чаша Христова, в которой Кровь Христова. Только сим победишь всякую страсть – с помощью Божией.

С самого начала на каждой службе у нас все страждущие поминаются, частички за них вынимаются. Второй синодик по пьющим завели, первый уже переполнен. Служим отдельные панихиды по тем, которые умерли от винопития.

В прошлом году 56 человек приняли обет трезвости. Из них страждущих – человек 20, остальные – их родственники. Мы решили, что и священники должны этот обет принимать. У человека, который молится о страждущем, о пьющем, может возникнуть желание пить – даже независимо от него. Так что желательно и священникам давать обет трезвости. А уж тем более родственникам пьющих.

-Как сами священники с этим справляются? Ведь это же тяжелый крест…

- «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть»… Тяжело от того, что душа болит. Видишь, что сам ты немногое можешь. Постоянная встреча со своей немощью. Здесь только Господь…

- Помощь Божию Вы видите, чувствуете?

- Чувствуем. Радуемся ей. Только эта радость, только Господь и дает нам силы. У нас нет самонадеянности, что мы сами что-то можем. Можем только сказать: «Слава Богу, Господь помог, человек перестал пить, «колоться»…». Но и огорчаемся часто.

- Очень важно отделить человека, порабощенного страстями, бесами, от образа Божия в нем. Ведь бывает такое искажение этого образа, что порой даже близким трудно его рассмотреть…

- Этот образ нужно помочь ему вернуть, восстановить. Мы же знаем, что этот образ в нем есть, просто он исковеркан. И опять: самое главное - молиться. Если мы не в состоянии что-то изменить, наша первая помощь – молитва…

Беседовала Татьяна ОГНЕВА


Назад к списку

Новости

  • Незабываемые дни в обители милосердия
  • 12 Июль 2016
  • В начале июля группа воспитанниц воскресной школы нашего храма побывала в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в городе Малоярославце.

  • Приходское торжество
  • 20 Июнь 2016
  • 12 июня, в день рождения святого благоверного  великого князя Александра Невского, в нашем храме  чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, награжденных орденом его имени.

Все новости


Объявления

  • Миссионерская лекция
  • 03 Август 2016
  • 14 августа в 11-30 состоится лекция

  • «Казачий стан» ждет гостей.
  • 06 Июль 2016
  • С 20 июля по 24 июля на территории района Алексин-Бор и территории детского лагеря «Факел» города Алексин планируется семейный православный походный праздник со спортивным уклоном.

Все объявления
Яндекс.Метрика