Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34)
05 Июль 2013
Кто ради мира терпит сердитого, тот Воистину есть сын мира.
Прп. Нил Синайский
Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34)
Общество православных врачей г. Тулы собралось на свое очередное собрание, которое состоялось в храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского. Настоятель храма протоиерей Виктор Рябовол, который является и духовником Общества, начал свою беседу с Соборного послания святого апостола Иакова глава 1. стих. 19,20,21 «… 19Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20ибо гнев человека не творит правды Божией. 21Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.»
Во время поста гнев, (а сейчас, напомним, начало поста святых апостолов Петра и Павла)
раздражительность, обидчивость особенно часто мучают нас. Множество причин вызывают эту страсть, и нам бывает крайне трудно с ней бороться. Но очень сильные искушения бывают и по окончании поста — сильные ссоры, скандалы, непонимание, которые вызывают гнев и раздражение. Преподобный Макарий предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Почему же люди так часто раздражаются и гневаются? Иной скажет, что это от болезни, другой жалуется на нервы. Третий оправдает себя тем, что разгневался совершенно справедливо. И хуже всего, что почти всякий гневающийся считает свой гнев справедливым. Психологи говорят, что примерно одна десятая времени человеческой жизни приходится на эмоции раздражения, агрессии и гнева.
Первый “сигнал гнева” это появления прилога: изменение настроения, появление неприятного чувства, ощущений. В этом случае лучше сразу же помолиться и помысел должен уйти. Если этого не произошло, то человек может оказаться на 2-й стадии сочетания с прилогом — признаком этого будет появление раздражительности в мимике, интонации, жестах, словах. Остановиться на этой стадии, можно, если противопоставить поступающей раздражительности мысль, что “надо потерпеть немощь ближнего моего”. Если же человек не смог этого сделать, если не смог сосредоточиться и помолиться, и гнев продолжает нарастать, то он может оказаться на 3-й стадии — сложения со грехом. Мало справиться с гневом, гораздо важнее и надежнее приобрести безгневие — добродетель кротости. Святые отцы учат, что пока человек не возненавдит свою страсть, он не может её победить.Святые Отцы, многими подвигами достигшие безгневия удивительной силы, единодушно свидетельствуют, что ничто так не отгоняет благодать Духа Святаго от нашего сердца, как гнев. Когда их спрашивали о средствах борьбы с гневом и хорошим ли является удаление человека в более пустынное место, к более спокойной жизни, то ответ был, что все это бессмысленно без стяжания внутреннего смирения. А оно стяжается как раз через смирение перед себе подобными. Понуждая себя к обузданию гнева, надобно при этом молиться Богу о ниспослании помощи для укрощения гнева, потому что без помощи Божией мы ни в чем добром не можем успеть. Если Господь не созиждет дома душевного, напрасно трудятся строящие его. (Пс. 126, 1). Каждый человек должен иметь страх Божий, воспоминание слов Евангелия о том, что, если ты несешь дар свой к алтарю, а брат твой имеет нечто против тебя, то поставь свой дар, иди и примирись с братом твоим (Мф. 5, 23–24). Направив гнев не на ближнего, который нас обидел, задел и оскорбил, а направив гнев на его источник, то есть на нечистых духов. Когда мы видим человека, нас оскорбляющего и обижающего, мы должны понимать, что за ним стоит бесплотный нечистый дух, который толкает его на это. А второе, мы можем обратить этот гнев на себя. В этом случае мы свой гнев используем не во зло, а во благо. Другим же способом приобретения или сохранения внутреннего мира является оправдание ближнего. Старец Паисий Святогорец говорил, что не умеющий оправдывать грехи другого, сам не будет оправдан Господом. Гнев против помыслов – это правильное использование силы гнева, вложенной в душу Богом. Пока человек находится в плену у гнева, даже мысленного, внутреннего, его молитвы, как бы он усердно ни молился, ни читал правила, остаются как пустой звук и Господом не принимаются. Нельзя, чтобы возникали такие вопросы : ну сколько можно терпеть или когда же это закончится? Пока живы – обязаны терпеть. В этом и состоит наша жизнь. Поэтому Спаситель и говорит: Терпением вашим спасайте души ваши. (Лк. 21,19). При конфликте лучше смолчать. Так как молчание делает любой процесс осмысленным и помогает анализу обстановки и ситуации. Святые Отцы учат тому, чтобы мы были неспешны на всякое слово, ибо за каждое слово мы будем держать ответ на Страшном суде. Но любое молчание да не будет просто молчанием. Слушая людей нужно не просто молчать, нужно молиться Иисусовой молитвой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:
«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие…». Надо молиться так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», «Спаси и помилуй раба – (имя говорить)». Иногда возникают мысли: «Зачем по многу раз напоминать Господу о своем прошении», достаточно один раз от всего сердца попросить, а Он всегда слышит нас по милости Своей и человеколюбию, и если надо, то Он всегда поможет тому, о ком просишь. Дело в том, что Иисусова молитва помогает нам добраться до нашего собственного сердца и предохраняет ум от помыслов. Авва Дорофей говорил, что человек должен жить по воле Божий, по Его заповедям, любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню. Но должно знать и самое благо милостыни, самую благодать её - она столь велика, что может прощать и грехи. «И никто не может сказать: Я нищ, и мне не из чего подавать милостыню", ибо если ты не можешь дать столько, сколько оные богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно оной убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары оных богатых (Мк. 12, 42; Лк. 21, 2). Если и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего… Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть ему во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать... Можешь также, когда согрешит перед тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение от Бога; ибо сказано: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6, 37)...» Существует духовный закон, который должен исполнять каждый православный христианин, и заключается он в трех простых словах: смиряйся, терпи и не отчаивайся.
В конце статьи хочется привести несколько советов отцов:
Преподобный Амвросий советовал как всегда кратко и с юмором:
«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»
Св. Тихон Задонский
Помяни, сколько ты от юности согрешал перед Богом, но терпел тебя Господь. Что, если бы Бог поступил с тобою по правде Своей? Давно бы душа твоя сошла в ад. Как Бог долго терпел тебя и делал тебе по милости Своей, так и ты делай ближнему твоему.
Прп. авва Исаия
Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, перенеси это с радостью, ибо, рассмотрев помысли свои перед Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил.
Прп. Иоанн Лествичник
Начало блаженного незлобия - сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезненностью души. Середина - переносить их беспечально. Совершенство же если только незлобие бывает совершенным, - принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый; да возмогает второй; блажен о Господе, и да ликует третий.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» празднование: 30 июня
Молитва:
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предчтательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже от Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
назад к списку новостей
Новости
- Незабываемые дни в обители милосердия
- 12 Июль 2016
В начале июля группа воспитанниц воскресной школы нашего храма побывала в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в городе Малоярославце.
- Приходское торжество
- 20 Июнь 2016
12 июня, в день рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, в нашем храме чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, награжденных орденом его имени.
Объявления
- Миссионерская лекция
- 03 Август 2016
14 августа в 11-30 состоится лекция
- «Казачий стан» ждет гостей.
- 06 Июль 2016
С 20 июля по 24 июля на территории района Алексин-Бор и территории детского лагеря «Факел» города Алексин планируется семейный православный походный праздник со спортивным уклоном.