Храм святого благоверного великого князя Александра Невского г.Тулы - Об исповеди и покаянии
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Об исповеди и покаянии

04 Март 2013

Первого марта 2013 года Общество православных врачей г. Тулы собралось на свое очередное собрание, которое состоялось в храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского. Настоятель храма протоиерей  Виктор Рябовол, который является и  духовником Общества, провел беседу о подготовке к такому таинству как исповедь, напомнив, что 18 марта начинается Великий пост. Покаяние – это одно из семи христианских Таинств. Оно установлено самим Иисусом Христом (см. Ин. 20, 21-23; Мф. 16, 19; 18, 18). В этом Таинстве верующий, при исповедании своих грехов и видимом разрешении их священником, невидимо разрешается от этих грехов Иисусом Христом, возвращаясь к тому состоянию, которое было обретено после Крещения. Нужно вспомнить свои поступки, начиная с самого детства, особенно если человек приступает к Таинству впервые.

Познать себя - задача очень сложная. Как, например, быть, если и чувствуешь, что надо исповедаться, и, в то же время, не знаешь, что сказать на исповеди?

Можно взять в помощь хорошую книгу, например, «В помощь кающимся» св. Игнатия Брянчанинова или «Опыт построения исповеди» о. Иоанна (Крестьянкина). Хорошо помогает припомнить грехи повествование о мытарствах. Мытарства - препятствия, через которые должна пройти каждая душа по разлучении с телом на пути к престолу Божию для частного суда. Это испытание (обличение в грехах) души, производимое в воздушном пространстве злыми духами. Прохождение мытарств бывает в третий день после смерти. На каждом из этих мытарств востребуется отчёт в особенных грехах. Каждая страсть, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей. Таким образом, мытарства суть не что иное, как частный суд, на котором припоминаются душе и беспристрастно оцениваются все её дела и после которого определяется ее участь. Суд этот называется частным, в отличие от всеобщего, который будет совершён над всеми людьми при кончине мира, когда Сын Человеческий снова придёт на землю во Славе Своей. Душа человека, жившего по заповедям Божиим и уставам св. Церкви, безболезненно проходит эти «заставы» и после сорокового дня получает место временного упокоения. Нужно, чтобы близкие молились в Церкви и дома за усопших, помня, что до Страшного суда многое зависит от этих молитв.

В житии преподобного Василия Нового есть подробное описание всех двадцати мытарств, через которые проходит душа человека. В числе духовных чад преподобного Василия была Феодора, которая, приняв иноческий чин, отошла ко Господу. Одному из учеников преподобного Григорию пришло желание узнать, где находится по своем преставлении Феодора. Преподобный Василий  помолился, чтобы Господь открыл его ученику  участь блаженной Феодоры. И вот Григорий увидел ее во сне – в светлой обители и спросил, что она видела при своей кончине и как проходила воздушные мытарства. «Как передам тебе, чадо, ту муку телесную, тот страх и смятение, которые приходится испытывать умирающим! Как огонь сжигает брошенного в него и обращает в пепел, так мука смертная в последний час разрушает человека..» – отвечает ему Феодора. Она рассказала о разлучении ее души с телом; о множестве эфиопов, которые ревели как скоты, другие лаяли; о двух Ангелах Божиих в образе красивых юношей; о смерти, рыкающей как лев и очень страшной по виду, которая была похожа на человека, но только не имела никакого тела и была составлена из одних голых человеческих костей…

1 мытарство, которое прошла Феодора - это грех словом, на котором злые духи, остановив душу, сопровождаемую добрыми ангелами, представляют ей этот грех (многословие, пустословие, празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, и т.п.).

2 мытарство - лжи (клятвопреступление, неисполнение обетов, данных Богу, утаивание грехов перед духовником на исповеди).

3 мытарство — клеветы.

4 мытарство — чревоугодие (все роды угождения чреву).

5 мытарство - лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности.

6 мытарство — воровство (всякого рода похищение).

7 мытарство — сребролюбия и скупости. Страсть к деньгам, к принятию даров, роскоши, пристрастие ко всякого рода вещам, драгоценностям. Само чувство довольства от обладания материальными благами губительно для души. Можно с вожделением любоваться не только кучей денег, но самым невинным золотым колечком. Ведь в Евангелии сказано: "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше..." (Мф. 6:21)

8 мытарство — лихвы (ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого).

9 мытарство — неправды (неправедные: суд, мера, вес и все прочие неправды).

10 мытарство — зависти.

11 мытарство — гордости (гордость, тщеславие, самомнение, самовеличание, невоздая-ние должной чести родителям).

12 мытарство — ярости и гнева.

13 мытарство — злопамятства.

14 мытарство  — убийства.

15 мытарство  — волхование (чародейство, прельщение).

16 мытарство  — блудное (все, что относится к этой скверне: мыслями, желаниями и самыми делами; блуд лиц, не связанных таинством брака, услаждение грехом).

17 мытарство  — прелюбодеяние (несохранение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу).

18 мытарство  — содомское (противоестественные блудные грехи).

19 мытарство — ересей (ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры, богохульство).

И, наконец, последнее, 20 мытарство — немилосердия (немилосердие и жестокость).

При этом, если христианин исповедал свой грех на исповеди и каялся в нём, то на мытарствах он не будет вспоминаться. Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не упоминаются, ни на мытарствах, ни на суде. В житии св. Василия Нового мы читаем вопрос Феодоры, проходившей мытарства и ответ на него:

«После этого я спросила у Ангелов, сопровождавших меня: «За всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он в мытарствах сих, после смерти, истязуется или, быть может, возможно, еще в жизни загладить свой грех, чтобы очиститься от него и здесь уже не мучиться за него.». Ангелы отвечали, что не всех так испытывают в мытарствах, но только подобных мне, не исповедавшихся чистосердечно перед смертью. Если бы я исповедала отцу духовному без всякого стыда и страха все греховное и если бы получила от него прощение, то перешла бы беспрепятственно все эти мытарства и ни в одном грехе мне не пришлось бы быть истязуемой. Но так как я не захотела чистосердечно исповедать духовному отцу своих грехов, то здесь и истязуют меня за это.

Отец Виктор напомнил присутствующим, что священник наделен властью от Бога прощать те наши грехи, в которых мы приносим искреннее покаяние и он только свидетель этой клятвы верности Богу, о чем во всеуслышание напоминает в храме каждый раз перед исповедью. Это нелегкое бремя ответственности и власти Христос дал Своим апостолам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23).

Каждая исповедь - это обещание приложить все усилия для того, чтобы впредь не возвращаться к исповеданному греху. Нет такого греха, который не будет прощен, если мы будем в нем каяться. Ключ от  Царства Небесного у нас в руках: а сумеем ли, или вернее —  захотим ли мы им воспользоваться - зависит от нас.

Милосердный Господь да сподобит нас принести Ему покаяние искреннее и нелицемерное.

Иисус Христос, призывая нас в вечное Царство Божие, указывает пути к нему, через исполнение Его заповедей, за исполнение которых Он обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей вечной жизни.

Иисус Христос говорит:

1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

5. Блажени милостивии яко тии помиловани будут.

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

В каждом из этих изречений или наставлений Господа следует различать, с одной стороны, поучение, или заповедь, а с другой, ублажение, или обещание награды. То есть блаженны не в жизни будущей, но уже в тот самый момент, когда претерпеваются гонения за Христа. Но тогда почему блаженны? Да потому, что именно в момент наибольшего напряжения человеческих сил в стоянии за правду Божию открывается полнота этой правды. Не случайно Вера, Надежда и Любовь остались верны Христу даже в муках. Потому, что в момент исповедничества, в страшный миг испытаний с ними пребывал Сам Господь.



назад к списку новостей

Новости

  • Незабываемые дни в обители милосердия
  • 12 Июль 2016
  • В начале июля группа воспитанниц воскресной школы нашего храма побывала в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в городе Малоярославце.

  • Приходское торжество
  • 20 Июнь 2016
  • 12 июня, в день рождения святого благоверного  великого князя Александра Невского, в нашем храме  чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, награжденных орденом его имени.

Все новости


Объявления

  • Миссионерская лекция
  • 03 Август 2016
  • 14 августа в 11-30 состоится лекция

  • «Казачий стан» ждет гостей.
  • 06 Июль 2016
  • С 20 июля по 24 июля на территории района Алексин-Бор и территории детского лагеря «Факел» города Алексин планируется семейный православный походный праздник со спортивным уклоном.

Все объявления
Яндекс.Метрика