Храм святого благоверного великого князя Александра Невского г.Тулы - 3. СВЯЩЕННО - И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ ХРАМА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3. СВЯЩЕННО - И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ ХРАМА

 

3.1. За Христа пострадавшие

3.1.1. Первый настоятель храма

                    Петр Филиппович Бельковский

История, как и культура, творится живыми людьми и сохраняется ими же. Именно поэтому история храма неразрывно связана с людьми, которые стояли в начале обустройства приходской жизни.

Первым настоятелем храма, с 27 июля 1886 г. по 7 марта 1898 г., стал Петр Филиппович Бельковский. Вот что мы находим в официальной части Тульских Епархиальных Ведомостей за 1886 г.: «...По резолюции Его Высокопрео-священства перемещены: а) священник г. Тулы Михайловской, что при мещанском детском приюте, церкви Петр Бельковский и псаломщик Владимирской, что на Ржавце в г. Туле, церкви Евгений Кедров - первый на священническое место, а второй на псаломщицкое место при Александро-Невской г. Тулы церкви, что на плац-парадном месте...» 42.

Петр Филиппович Бельковский родился 14 декабря 1841 г. в селе Рождествино Каширского уезда. Окончил Тульскую духовную семинарию в 1864 г. В 1864 г. рукоположен Преосвященным Никандром к Александро-Невской церкви при больнице. С 1867 г. – учитель певческой архиерейской школы, в Тульской местной артиллерийской команде при ТОЗе, в школе Тульского мещанского общества и Михайловского детского приюта, в двух земских школах – мужской и женской на Арсенальной улице. С 1873 по 1879 гг. – член правления Тульского духовного училища. 17 мая 1875 г. перемещен в Тульский кафедральный Собор. С 1 сентября 1879 г. по прошению Тульского мещанского общества перемещен к Михайловской церкви при Тульском Михайловском детском приюте как законо-учитель.

Награжден: 1 мая 1871 г. – набедренником, 31 марта 1874 г. – скуфьей, 16 апреля 1878 г. – камилавкой.

В 1886 г. перемещен к Александро-Невской церкви, что на плац-парадном месте.

С 1883-1890 гг. член наблюдательного комитета по Тульскому Епархиальному свечному заводу, член Строи-тельной комиссии по пере-устройству зданий Тульского духовного училища. С 1882 по 1885 годы – уполномоченный на съездах духовенства Тульской Епархии, член Совета от духовенства Тульского Епархиального свечного завода43.

При архиерейском служении в кафедральном соборе именно ему чаще других поручалось говорить проповеди. Он устраивал внебогослужебные религиозные беседы и чтения и сам в них активно участвовал. В 1890 году о. Петр был награжден наперсным крестом.

Много усилий употребил Петр Филиппович на устроение приходской школы. Кроме обычных предметов, ученики обучались также церковному чтению и пению. Во время некоторых праздников дети целиком исполняли все песнопения литургии. Ученики по очереди читали шестопсалмие и часы, были хорошо обучены богослужебному уставу и сами находили в книгах необходимые тексты.

В 1891 году Тульскую губернию вследствие неурожая поразил голод. Некоторые из крестьянских семейств, чьи дети обучались в школе, остались без средств к пропитанию. Родители не могли дать детям в школу даже куска хлеба. Был случай, когда мать покинула дом, только бы не видеть вернувшегося из школы голодного сына, накормить которого ей было нечем. Видя такое положение, о. Петр при поддержке приходского совета организовал помощь голодающим детям. В устроенной при храме богадельне стал ежедневно готовиться горячий завтрак для учеников – детей беднейших родителей.

В 1892 году за самоотверженную школьную деятельность отец Петр был награжден наперсным крестом с украшениями. В грамоте прихожан, сопровождавшей преподнесение креста, говорилось:

«Многоуважаемый и добрый наш пастырь... Непродолжи-тельно служение Ваше в нашем приходском храме, но велики и обильны плоды его. Самым лучшим тому свидетельством могут служить эти дети, сегодня впервые выпускаемые в жизнь, нашей школы, Вашими заботами основанной и Вашими же неусыпными трудами поддерживаемой. Эти дети, из коих многие по крайней бедности едва ли бы увидали когда свет учения, теперь, благодаря Вам, вступают в жизнь с твердыми основами христианского знания и нравственности. Все это мы видим и на себе ежедневно испытываем действие Вашей доброты, оценивать же это не в нашей власти, пусть за это вознаградит Вас Тот, Кто обильно излил на Вас благодать Свою. Мы же смиренно благодаря Его за дарование нам такого пастыря, просим вас, достоуважаемый отец наш, принять от нас сей крест — эмблему христианской любви, и пусть он будет вечным напоминанием связующей нас с вами любви и да послужит он залогом наших всегдашних добрых во Христе отношений» 44.

Александро-Невский храм был выстроен на окраине города, где проживало беднейшее население. Но именно здесь образовался крепкий приход, который, несмотря на скудость средств, создал такие благотворительные учреждения, каких не было и в состоятельных приходах города — богадельню и школу. При проведении ревизий церковно-приходских школ школа при Александро-Невском храме получала от проверяющих неизменно высокую оценку в постановке преподавания Закона Божия и за успехи учеников в освоении изучаемых предметов.

Со временем все более расширялся круг деятельности отца Петра, и в 1896 году при Александро-Невской церкви была открыта бесплатная народная библиотека-читальня в помещении местной церковно-приходской школы.

3 февраля 1897 года отец Петр за особо усердное исполнение в течение двадцати пяти лет обязанностей по обучению в народных школах был награжден орденом святой Анны III степени45. 9 апреля того же года он был возведен в сан протоиерея. В том же году он овдовел.

«…7 марта [1898 г.] в субботу раннюю литургию Его Преосвященство, в сослужении двух архимандритов, служил в Крестовой церкви (Архиерейского Дома), при чем на малом входе совершил пострижение в монашество протоиерея Александро-Невской г. Тулы церкви Петра Бельковского с наречением ему имени «Алексий» и по окончании литургии говорил приветственную речь новопостриженному священноиноку, благословив его образом Христа Спасителя. За богослужением в этот день присутствовало много молящихся, между коими находились и бывшие прихожане новопостриженного. Владыка сказал и им в конце литургии назидательное слово...» 46.

14 марта 1898 года в Исаакиевском Соборе в С.-Петербурге иеромонах Алексий был назначен настоятелем Старорусского Спасо-Преображенского монастыря с возведением в сан архимандрита.

Вот как описывает в Тульских Епархиальных Ведомостях момент прощания отца Алексия с приходом председатель церковно-приходского Попечительства и церковный староста Александро-Невской церкви Андрей Андреевич Любомудров:

«Отрадными явлениями духовной жизни не бедно и наше время. В народе есть потребность к высшим интересам, только она таится до времени, но тем с большею силою проявляется, будучи пробуждена каким-либо чрезвычайным событием. Недавно мы были свидетелями одного такого явления в приходской жизни. Александро-Невский приход г. Тулы провожал своего настоятеля протоиерея Петра Филипповича Бельковского.

Отец Петр пробыл в своем приходе без малого 12 лет (с 27 июля 1886 г. по 7-е марта 1898 г.), но и в такой, сравнительно короткий, период он столь много сделал для своего прихода, что удаление его вызвало глубокую скорбь в прихожанах. Приход святого Александра Невского был образован вновь, и о. Петр был первым настоятелем этого прихода, причем и для него этот приход был первым, потому что до того времени он служил в церквах бесприходных. Может быть, отчасти это и было причиною того, что он повел духовную жизнь своих прихожан путем новым. Доставшийся о. Петру приход отличается еще тою от других особенностью, что большая часть его составляют люди бедные, ремесленники, часто меняющие место своего жительства. Ядро же прихода составляет небольшая кучка людей разного сословия, в большинстве все-таки небогатых. А ремесленники, живущие своим поденным трудом, конечно, никакого запасного капитала не имеют, так что в случае болезни или смерти главы семья остается без всяких средств. Сердце пастыря не могло быть покойно при виде скорбей своих духовных чад. Но как им помочь? Случайная помощь конечно ненадежна. Нужно было устроить нечто постоянное и притом не от личности зависящее, а от учреждения.

В Церкви Христовой давно было такое благодетельное учреждение, к сожалению, забытое. Это — приходское Попечи-тельство. Оно дает возможность людям и с небольшим достатком оказывать существенную помощь своим ближним, ибо из приносимых ими копеек составляются сотни и тысячи рублей. Причем дающий имеет приятную уверенность, что его копейка достанется действительно нуждающемуся собрату, каковой надежды при слу-чайной ручной раздаче помощи никто иметь не может. С другой стороны, требующий помощи может смелее идти за пособием в учреждение, нежели к частному лицу. Здесь он идет не милости просить, а как бы по праву. Ибо, оправившись от временной беды, он и сам будет вносить в общую кассу пособия другим. Таким образом, церковно-приходское Попечительство, будучи учреждением истинно-христианским, в то же время имеет и глубокий психологический и общественный смысл. А потому нельзя не сочувствовать распоряжениям Его Преосвященства Питирима, Епископа Тульского и Белевского, направленным к повсеместному открытию этого благого учреждения. Возражающие против этого на том основании, что в деревнях народ в большинстве беден и что не будет средств для деятельности Попечительств, очевидно, не хотят вникнуть в самые основания оных. Эти учреждения и благодетельны и с великою будущностью. Это чувствует и сам народ, относясь с благодарностью к тем, кто такое учреждение в приходе основывает. Вот почему и отец Петр Бельковский заслужил редкую любовь, которая с такою силою и яркостью проявилась во время его проводов. Ибо народ не только видел, но и на себе испытал благотворность того учреждения, которое, по инициативе о. Петра, было в приходе открыто и его неусыпною деятельностью, в течение десяти лет, поддерживалось» 47.

Кроме того, и личные качества отца Петра располагали к нему. Он умел привлечь к себе всех: и богатых, и бедных, и знатных, и простого звания людей, и образованных, и неученых. Все шли к нему с открытою душою, все несли к нему свои горести. Ибо никакое звание, никакое состояние не ограждает людей от жизненных скорбей, и всякий по временам нуждается в утешении. К кому же пойти, к кому обратиться и кому, не боясь встретить холодности, излить свою скорбь, иногда чересчур интимного характера? Только отцу дети могут открывать свои задушевные тайны. Так и отцу духовному его духовные дети безбоязненно могут говорить все, надеясь найти у него сочувствие, получить от него и добрый совет, и слово утешения. И в этом отношении отец Петр стоял на высоте своего великого служения. Всегда доступный и ласковый, он привлекал и располагал к себе всех. В служении же был величествен и торжествен, чем привлекал в свой храм и всех городских жителей. Вот почему все прихожане были глубоко опечалены известием, что о. Петр оставляет свой приход, и все пожелали достойно проводить своего любимого пастыря. Проводы же его были назначены на 25 Марта.

В этот день с раннего утра храм был переполнен желающими в последний раз услышать служение незабвенного пастыря. Отец Петр в этот день явился уже архимандритом Алексием, настоятелем Старо-Русского Новгородской губернии монастыря. Литургию он совершал в сослужении трех священников. По окончании литургии, когда отец Алексий вышел на амвон и начал свое последнее прощальное слово, то весь храм огласился плачем и рыданиями. Это было зрелище трогательное и возвышающее душу. Это действительно было прощание любящего отца с любящими его детьми. Не мог, конечно, оставаться равнодушным к такому проявлению любви к нему и сам пастырь. Слезы лились из его глаз, рыдания прерывали его голос, и он произнес следующую, действительно пастырско-отеческую речь:

«Вот, мои возлюбленные, настало уже и последнее время моего пребывания в вашей дорогой для меня среде!.. Сердце мое, в котором я носил вас почти 12 лет, сжимается от боли при расставании с вами, дорогие прихожане! Горечь разлуки с вами и с этим святым храмом для меня особенно тяжела и по тяжести своей исключительно единственна во всей моей пастырской жизни! Вы были моими первыми и последними прихожанами! Я вас одних знал, как своих духовных детей; вас одних любил; вам одним посвятил свои пастырские заботы, с вами одними я жил полною духовною жизнью; в вас одних были для меня и радость и утешение, ваша всегдашняя и неизменная любовь ко мне и расположение радовали меня более всего и служили лучшей и драгоценнейшей наградой!

Служил я вам и этому святому храму всею душою, всеми своими силами. И в этом служении опять находил и поддержку, и утешение среди вас же; вашему содействию, вашему вниманию и сочувствию обязан этот святой храм своим благолепием и своею благоустроенностью. Вами же поддерживаются и вспомогательные учреждения нашего храма: Попечительство, школа и богадельня. Поддержка и сочувствие этим учреждениям свидетельствуют об истинно-христианском и добром направлении жизни дорогого нашего прихода!.. Чрез эти учреждения различными способами вносится в приходскую жизнь и целесообразно выражается в ней и ваша христианская любовь, и ваша заботливость «о меньших братьях». Эти учреждения всегда были в Церкви Христовой. Если мы с вами создавали их, то создавали не что-нибудь новое, но что всегда было и считалось необходимым в Церкви Апостольской. Без этих учреждений нет полноты истинно христианской жизни в приходе! Я любил эти учреждения всею душою и радовался, когда видел ваше к ним сочувствие и расположение. Любите же, поддерживайте и развивайте, возлюбленные братие, эти полезные учреждения. Пусть всякий, смотря на них, видит, что наш приход живет полною и истинно христианскою жизнью! Это мой последний пастырский завет вам, — последнее увещание.

Прошу вас, чада мои возлюбленные, простите меня, если когда кого обидел из вас или словом или невниманием своим! Отпустите меня с миром, с тем миром, который всегда был между нами; проводите меня в дальний путь и напутствуйте тою любовью, какою вы всегда меня дарили, и которая всегда была истинной душей наших взаимных отношений! Не забывайте, молю вас, в молитвах ваших бывшего пастыря вашего, который жил с вами, как с родной семьей, который и духовно жил только вами, радовался и утешался только вами!

Для меня навсегда будут памятны дорогие мне лица: я не в силах забыть вас, близких моему сердцу, никогда! Александро-Невский приход всегда будет дорог и близок мне, и я всегда и впредь буду радоваться его радостями и скорбеть его печалями.

Итак, прости, сей святой храм, простите, сии священные своды! Прости, мой дорогой незабвенный приход! Простите, мои возлюбленные и незабвенные прихожане! Мужайтесь, братия, стойте в вере! Любите друг друга не словом только, но делом и истиною!.. Я же никогда не забуду вас в молитвах моих.

Благословение Господне да будет над всеми вами, всегда ныне и присно и вовеки веков» 48.

В ответ на это, от прихода был прочтен ему следующий адрес:

«Любвеобильный наш отец, Достоуважаемый Петр Филиппович!

Глубокою скорбью отозвалась в сердцах наших горестная весть о скорой с тобою разлуке. Но эта наша скорбь должна не печалить тебя, а радовать. Ибо если скорбим, значит любили, если скорбим, значит любим и не перестанем любить. Да и как нам не любить тебя, когда все, нас здесь окружающее, постоянно напоминает нам о твоей любви ко всем нам и твоем неустанном и строгом прохождении великого пастырского служения.

Твое, всегда благолепное, полное величественности и торжественности, богослужение никогда не изгладится из нашей памяти.

Ты всегда был строгим ревнителем исполнения уставов церкви «по вся дни», твое правило: всегда и все «благообразно и по чину да бывают».

Можем ли мы забыть твое кроткое и ласковое со всеми обращение, твое предупредительное и скорое удовлетворение духовных нужд всех твоих духовных чад без различия их звания и состояния. Если добавить к этому твое всегда участливое отношение к бедствующим, вдовицам и сирым, к старым и малым, то пред нами обрисуется вполне твой величаво-симпатичный образ «отца о чадех веселящася». Нужно ли нам еще упоминать о твоей высокой нестяжательности, завершившейся таким великим подвигом духовной жизни, коим ты решил окончить свое земное поприще.

Плоды таких истинно евангельских отношений к пасомым у нас пред глазами. Этот самый храм, при тебе благоукрашенный и вполне всею утварью снабженный, эти окружающие храм просветительные и благотворительные учреждения; эти наученные тобою дети, эти приюченные тобою старицы всегда будут живыми и неумолчными свидетелями твоей деятельности в духе любви Христовой. А с другой стороны все это говорит о том отклике, который твоя любовь нашла в сердцах не только прихожан, но и граждан всего города.

Как же нам забыть тебя? И можем ли мы не скорбеть при мысли о разлуке с тобою? Но, скорбя, мы и радуемся, видя, что труды твои замечены и оценены. Мы радуемся, что ты получаешь высшее назначение, и для деятельности твоего сердца открывается более широкое поприще. И мы молим Всеблагого Бога, да дарует Он тебе, по молитвам своего угодника святого и благоверного и великого князя Александра Невского, силы продолжать твою плодотворную деятельность еще на многие-многие годы.

Прими же от нас подносимый тебе дар (митру), как чистую жертву сердец наших, и пусть она, покрывая главу твою, много о нас думавшую, будет видимым знаком нашей неиссякаемой к тебе благодарности и любви.

Но и любя, можно без умысла причинить скорбь. Вот почему прощаясь, мы просим тебя: отечески простить и нас, если чем невольно тебя огорчили, и не забыть в своих святых молитвах «скорбящих чад твоих» 49.

Затем были поднесены ему: митра, наперсный крест, четки и два образа: один Спасителя от учеников местной школы, другой - святого Александра Невского от церковного старосты. Поднося сию икону, церковный староста сказал:

«Под сенью сего храма и под покровом святого Благоверного Александра Невского, по мере сил, совместно проходили мы мирно и тихо вверенную нам службу на пользу как храма сего, так и прихода.

Прими же от меня, на добрую память о сих трудах, икону с изображением на ней лика святого, отныне тебе тезоименитого или, как принято говорить твоего ангела (данное при пострижении о. Петру имя Алексий есть иноческое имя св. Александра Невского). Да сохранит Он тебя во всех путех твоих; да не когда преткнеши о камень ногу твою. Да не приидет к тебе зло и рана не приближится телеси твоему» 50.

После чего был отслужен благодарственный молебен, при конце которого отец Алексий прочел благодарственную молитву с коленопреклонением. Умилительное зрелище представлял в то время храм: коленопреклоненные плачущие дети, сдерживая свои рыдания, в гробовом молчании слушали чтение последней молитвы своего дорогого Отца. Невольно тогда приходило нам на память прощание апостола Павла с Ефесскими христианами: «И сия рек преклоне колена, со всеми ими помолися» (Деян. 20 гл. 36 ст.). После молебна началось прощание, продолжавшееся около часа. Из тысячной толпы, наполнявшей храм и окружающую оный площадь, никто не ушел, не получив от о. Алексия благословения и слова утешения. Из церкви отец Алексий зашел в местную богадельню, где простился с призреваемыми, а затем среди густой толпы людей прошел в местную школу.

В школе были собраны ученики и члены местного церковно-приходского Попечительства. При входе о. Алексия в школу дети пропели тропарь св. Александру Невскому. Потом было открыто торжественное заседание церковно-приходского Попечительства, причем председатель оного сказал следующую речь:

«Ваше Высокопреподобие.

Три месяца назад здесь, в этой самой зале, мы с вами справляли наш общий семейный праздник десятилетия существования дорогого нам церковно-приходского Попечительства. Тогда мы и не думали, что над нами нависла туча, которая скоро опустится и отделит вас от нас. Две недели назад, пораженные горем, мы уже без вас, как овцы без пастыря, собрались опять сюда же и выплакали здесь наше горе. Да, мы плакали, и не стыдимся наших слез и не скрываем их, потому что эти слезы выражали нашу печаль «яже по Бозе». Наконец сегодня мы собрались сюда с Вами в последний раз. Но мы более уже не плачем; нет, эти последние дни подняли наш дух и ободрили нас. Сегодня мы собрались сюда уже не для плача и слез, а для радости и торжества. Мы празднуем торжество величайшей христианской идеи всеобщего братства и любви.

События последних дней, особенно сейчас только нами в храме виденное и испытанное, дали нам великое и успокоительное зрелище. Мы не знали, чему более изумляться; высоте ли и силе пастырского служения, или широте любви и отзывчивости сердца человеческого. Мы в недоумении вопрошали себя: да чем же собственно он, уходящий от нас, пастырь, пленил нас? Спрашивали и ответа не находили. Да и как найти его? Как сказать: чем магнит притягивает к себе? Ответ всегда один; какою-то непонятною, таинственною силою. Так и здесь: он привлекал нас особою, таинственною, однако не непонятною для нас, благодатною силою, данною ему при рукоположении. Эта-то благодать и составляет всю силу пастыря Церкви. Понимать ее нельзя, но чувствовать можем и мы. В настоящее время мы, как некогда два счастливейших ученика Спасителя, оставшись одни в селении Эммаус, говорим «не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше с нами» наш отец и пастырь? Теперь, вспоминая прошлое, мы сердцем чувствуем, что устами нашего любящего пастыря говорил с нами Господь, ибо «Бог любы есть». Язык любви отверз ему наши сердца. Не всуе Господь наш последние часы Своей земной жизни посвятил на беседу с учениками Своими только о любви. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Особенно разительно и сильно эту же мысль выразил апостол Павел в послании к Коринфянам, сказав: «Если я раздам все мое имение и отдам тело мое на сожжение, любви же не имею, какая польза ми есть?» Вот эту то великую основу христианской жизни вы, Ваше Высокопреподобие, и старались внушить нам; любя нас, вы научили нас любить ближних и жить любовью для других. И брошенное вами зерно горушно возросло в великое древо, в тени коего и прохладе сидят и сии дети и те старцы. Самое то учреждение, церковно-приходское Попечительство, благодаря коему мы собрались здесь, зиждется на любви, любовью же и питается. Теперь понятно, почему мы не скорбим более, прощаясь с вами. Хотя вы и уедете от нас, но ваш духовный образ будет неотлучно с нами. Прежде всего, он запечатлелся в сердцах наших, и не изгладится из них никогда; а затем ваш дух будет жить и в храме, и во всех сих учреждениях, а также в сих и ранее выпущенных отсюда детях, и будет передаваться от отцов к детям, от детей к внукам, ибо «любы николи же отпадает». Но, состоя из души и тела, мы пожелали, чтобы и телесные наши очи зрели внешний образ того, кто нам дорог. И вот мы, с разрешения Владыки нашего, поставили ваш портрет здесь, где в течение 10 лет дети поучались от вас слову Божию. Мы решили увековечить ваше имя и в другом симпатичном вам учреждении — в богадельне, прибавив там одну кровать вашего имени. Я считаю себя счастливым что, передавая вам это постановление Попечительства, могу добавить, что, по докладе о всем этом Владыке нашему Питириму, Епископу Тульскому и Белевскому, Его Преосвященство с удовольствием все сие одобрил и положил следующую резолюцию: «Радуюсь от всей души горячей любви бывших пасомых к бывшему своему пастырю. Разрешается и благословляется почтить его выражениями ему уважения и любви, а вместе поднесением ему митры и проч.»

И так, прощаясь с вами и принося вам глубочайшую благодарность от имени попечительства за труды ваши, мы все единодушно желаем вам счастливого жизненного пути и от глубины сердец возглашаем вам: многая — многая лета» 51.

Ученики пропели «многая лета» и со слезами прощались со своим отцом законоучителем, благословившим каждого из них и преподавшим им наставление, как вести себя. Благословив за тем членов Попечительства и бывших тут прихожан, отец Алексий отбыл в свой дом.

Хотя и не был точно известен день и час отъезда отца Алексия, однако ко времени его отъезда, 27 марта в 12 час. дня, собрались к дому его прихожане, а на пути следования его выходили из домов, кланялись на его благословение и желали ему счастливого пути. Немало почитателей его собралось и на вокзал Московско-Курской железной дороги с целью еще раз получить от него благословение и еще раз пролить благодарную слезу за ту добрую память, которую он о себе оставил. Эти слезы были как благодатный живительный весенний дождь, после которого напоенная жаждущая земля приносит «плод мног»; она покрывается зеленью и благоухающими цветами, тогда и воздух очищается, и дышится так легко и приятно.

Такие события нравственного порядка освежают весь внутренний мир человека. После них он возвращается к своей злобе дня просветленным и нравственно обновленным.

 

5 сентября 1904 года архимандрит Алексий был хиротонисан во епископа Велико-Устюжского, викария Вологодской епархии.

18 сентября 1904 года, в первом же месяце после своей хиротонии, он посетил свой приход, отслужил в дорогом ему храме и со своими духовными детьми Божественную литургию, преподал благословение своим духовным чадам на тихое и безмолвное житие во всяком благочестие и чистоте, и по отъезде глубокоуважаемый Архипастырь не оставлял своими милостями всегда ему верных и преданных духовных детей.

28 сентября он прибыл в Великий Устюг. Этот город всегда славился обилием храмов, которые и доныне украшают его, свидетельствуя о ревности в вере и благочестии наших предков. Настоятель городского собора протоиерей Василий Поляков обратился к епископу с речью, где довольно точно охарактеризовал некоторые черты жизни города. «Преосвященный владыка! — начал свою речь настоятель. Встреча нового архипастыря, представляющая не редкость для губернских городов, и для нас, устюжан, жителей уездного города - не новость, ибо за шестнадцать лет своего существования Велико-устюжское викариатство в лице Вашего преосвященства встречает уже шестого своего архипастыря. Такое довольно частое преемство владык наших, мало благотворное для архипастырской их деятельности, могло, думается мне, возбудить и в тебе, преосвященнейший владыка, некоторые недоуменные вопросы относительно нашей страны, нашего града и вверенной тебе паствы. Как уроженец северного края и в течение шестнадцати лет служитель алтаря Господня в граде сем, я могу свидетельствовать, владыка, что страна наша действительно холодная, но сердца наши горячи и способны отзываться на все доброе и святое и проникаться любовью к своим архипастырям. Наша страна, удаленная от центров высокого образования и большими пространствами, и неудобством путей сообщения, не лишена однако же собственных рассадников просвещения; в ней по числу жителей немало учебных заведений и средних и низших, и мужских и женских; а главное - град наш изобилует благоустроенными храмами, этими рассадниками «на всё полезного благочестия» (1 Тим. 4,8) в таком количестве, которое вполне приличествовало бы и городу губернскому. Это обилие и благоустройство святых храмов уже само собою свидетельствует о религиозном настроении и добром нравственном направлении обитателей этого града» 52.

Насущной потребностью стало в то время образование народа, и в этой связи почти во всех епархиях стали устраиваться педагогические курсы для учащих в церковноприходских школах. Летом 1908 года такие курсы были устроены в Великом Устюге для учащих в церковноприходских школах Устюжского викариатства. Открывая курсы, епископ Алексий «указал на цель прибытия сюда учителей - расширить свои познания, усовершенствоваться в учительской практике, продолжить свое образование. Это дело полезное и похвальное, - так приблизительно говорил владыка, - еще ветхозаветный богодухновенный мудрец сказал: «блажен человек, иже обрете премудрость». Но истинная мудрость состоит в развитии не одного только ума, но и сердца, не в накоплении только знаний, но в приобретении добродетелей; человек умный, но порочный, многознающий, но гордый, как всем известно, не пользуется любовью окружающих и не может принести большой пользы, особенно в учебном деле. Заботясь же о приобретении этой именно истинной мудрости, и помолимся Господу Богу, чтобы Он помог вам в этом благом деле, ради которого вы собрались сюда»53.

Как и в то время, когда владыка был в Туле, так и теперь, став архиереем, он проявлял особое попечение о народном образовании. При епископе Алексии было выстроено женское епархиальное училище, в деятельности которого владыка принимал постоянное участие. Во время служения епископа Алексия в Великом Устюге было построено и освящено несколько храмов, один из последних в 1916 году - храм во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, выстроенный при Великоустюжском тюремном замке, в котором суждено было умереть владыке через двадцать один год.

12 октября 1916 года по постановлению Святейшего Синода викарий Велико-Устюжский стал именоваться епископом Велико-Устюжским и Усть-Вымским. В начале двадцатых годов епископ Алексий был возведен в сан архиепископа.

30 июля 1923 года архи-епископ Алексий вступил в управление Велико-Устюжской епархией, которая к этому вре-мени стала самостоятельной.

В 1924 году в возрасте восьмидесяти двух лет архиепископ Алексий был уволен на покой.

Живя в Великом Устюге при храме преподобного Симеона Столпника, он каждый день совершал литургию. После закрытия этого храма архиепископ стал служить в храмах преподобного Сергия Радонежского и великомученика Димитрия Солунского в Дымковской слободе. Поселившись в церковной сторожке, владыка служил ежедневно, начиная богослужение в четыре часа утра при немногих молящихся. Так продолжалось до начала 1937 года, когда ему по немощи стало трудно передвигаться, и он мог ходить только пользуясь помощью живших при нем монахинь.

Архиепископ Алексий (Бельковский) был арестован осенью 1937 года, когда ему было девяносто пять лет. Он не мог выйти из дома по приказу сотрудников НКВД, и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Первый иконописный образ святителя Алексия  в храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского города Тулы в числе наиболее почитаемых 

У Архиепископа Алексия (Бельковского) было пятеро детей: Алексей, 31 января 1873 г.р., студент Киевской Академии; Александр, 17 октября 1874 г.р., студент Киевского университета; Василий,
12 января 1877 г.р., студент Тульской духовной семинарии; Евгений,
4 марта 1880 г.р., студент Тульского духовного училища; Вера,
14 января 1882 г.р., обучалась в Тульском Епархиальном женском училище (сведения на 1896 г.)54.

 

 

3.1.2. Протоиерей  Петр Боженов

 

Петр Фомич Боженов родился 11 января 1873 г. в семье псаломщика с. Ивлево Богородицкого уезда. Образование получил в Тульской духовной семинарии, которую окончил в 1896 г., и в Московском Археологическом институте – в 1917 г. 17 октября 1896 г. Преосвященным Иринеем рукоположен в диаконы к Александро-Невской церкви г. Тулы. С 1896 по 1901 г., учитель и законоучитель в церковно-приходской школе. 27 мая 1901 г. рукоположен Преосвященным Питиримом в священники к Спасо-Кладбищенской церкви г. Тулы. Заведующий и законоучитель в церковной школе.

15 октября 1902 г. перемещен на место второго священника к Александро-Невской церкви. Законоучитель в школе Садоводства и огородничества при Баташевском исправительном приюте с 1904 по 1905 гг., в женской гимназии. С 14 декабря 1910 г. духовный следователь по 1 округу г. Тулы. По распоряжению епархиального начальства исполнял обязанности благочинного 1 округа г. Тулы с марта по август 1907 г.55.

После рукоположения в протоиереи продолжал служить в Александро-Невской церкви. В годы гонений на Православную Церковь в 1922 г. был уволен за штат Епархиальным Советом, как противник обновленческого движения.  После освобождения Патриарха Тихона (16.06.1923), о.Петр поехал в Москву, самим Патриархом был восстановлен в штатной должности протоиерея Александро-Невской церкви и благочинного г.Тулы с правом «восстанавливать в должностях и устранять от должностей»56.

       Уже на следующий день он торжественно освятил воду и окропил  «весь храм от осквернения» обновленцами.

       Некоторое время после восстановления прослужил в Александро-Невской церкви.

        У Петра Фомича была неистребимая потребность, хотя бы по копейке, но подавать всем нищим, сидящим и стоящим на паперти церкви, в которой он служил.

Но бывали случаи, когда священник, продав ту или другую вещь из дома, (а иначе как было свести концы с концами?), помогал людям – своим прихожанам и по-крупному.

В семье Боженовых сохранились воспоминания прихожанина храма, ныне покойного,  Василия Ильича Прянишникова, который рассказывал, как в начале двадцатых годов у него на  нынешней улице «Демонстрации 1903-го года» сгорел домишко и они с его «Пульхерией Ивановной» остались, как говорится, в чем были. Вот тогда-то протоиерей Боженов и помог им на первое обзаведение.

И таких случаев помощи нуждающимся прихожанам было немало, особенно до октябрьского переворота.

   В июле 1923 г. Баженов П.Ф., ввиду ожидаемого им ареста, выехал из Тульской губернии. 11 ноября 1923 года он был задержан и арестован в г. Богородске Московской губернии.

Баженов Петр Фомич был обвинен по ст. 69 УК РСФСР (антисоветская агитация). Постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам от 22.02.1924 года был выслан в Зырянский край сроком на 2 года.

   По окончании заключения в 1926 году служил в Тихвинской церкви г. Богородска Московской области.

        О.Петр часто произносил проповеди, «призывал молящихся к смирению и долготерпению»57.  В конце января 1930 г. Тихвинская церковь была закрыта, как и все церкви г.Ногинска (20 января 1930 г. г.Богородск был переименован в г.Ногинск). Верующие обращались во ВЦИК, но получили отказ. В апреле 1930 г. разрешили открыть только Богоявленский собор, куда и перешел служить о.Петр. В конце января 1931 г. о.Петр присутствовал на общем собрании причта собора, на котором было выработано коллективное заявление в Наркомфин с просьбой о снижении налогов. Выяснилось позже, что коллективное письмо не будет принято, и каждый должен писать отдельно.

        О.Петр ездил служить литургию в соседние села. 27 февраля 1931г. о.Петр Баженов служил литургию вместе с о.Петром Соболевым в Ново-Сергиевом погосте. На этом богослужении помощник старосты собора Ф.И.Ленговский собирал средства собору для уплаты налогов. Оба священника - о.Петр Баженов и о.Петр Соболев - были арестованы прямо в храме во время службы.

          Тройкой при ПП ОГПУ СССР по Московской области 10 мая 1931 г. осужден по ст.58-10, 58-11 УК РСФСР.

           Приговор: 5 лет ИТЛ заменены ссылкой в Казахстан на тот же срок.

          Менее 5 лет служил о.Петр в храмах г.Богородска (Ногинска) но оставил своим самоотверженным служением добрый след в сердцах прихожан.

          В книге воспоминаний архимандрита Дионисия (Шишигина) о Святейшем Патриархе Пимене «Былое пролетает…» (архимандрит Дионисий в 1970 - 1985 годах был патриаршим книгодержцем) имеются следующие строки:

« Годы обучения в школе были и годами духовного роста. С глубокой благодарностью и теплотой вспоминает Святейший Патриарх Пимен благочинного храмов города Богородска протоиерея Владимира Борисова, настоятеля Богоявленского собора протоиерея Николая Сперанского, настоятеля Тихвинского храма протоиерея Петра Баженова, протодиакона Богоявленского собора Бориса Уразова, диакона Георгия и других, оказавших значительное влияние на его духовное формирование в то время»58.

           После возвращения из ссылки здоровье Петра Фомича оказалось сильно подорванным.   Дети настояли на том, чтобы он оставил служение. Но отец Петр все же изредка служил в храмах Сергиева Посада (Загорска). Сын Борис выхлопотал участок земли в Подмосковье площадью 33 сотки с разрешением на нём строительства и с правом вывоза строительного леса из окрестностей. Участок находился по Северной дороге в 70 –ти километрах от Москвы у станции Семхоз (семенное хозяйство), в пяти километрах от Загорска (Сергиева Посада). К началу войны с помощью детей и старших внуков на участке был построен дом, в котором  в дальнейшем и проживал Петр Фомич вместе с супругою Татьяной Алексеевной.  

  В 1943 году Пётр Фомич скончался. На Семхозе не было своего кладбища, поэтому его похоронили на загорском. В 1979 году, когда умерла Татьяна Алексеевна, её хоронили уже на новом кладбище на Семхозе и Борис Петрович перезахоронил Петра Фомича к Татьяне Алексеевне. Позже, здесь же,  была похоронена  и дочь Петра Фомича Евгения Петровна.

Родители Петра Фомича Боженова,  отец Фома Павлович и мать Евгения Васильевна, а также родители его жены Татьяны Алексеевны Рождественский Алексей Петрович и мать Татьяна Алексеевна похоронены в Туле на Всехсвятском кладбище.

Награжден: 28 декабря 1905 г. набедренником; 15 февраля 1908 г. скуфьей; 6 мая 1911 г. камилавкой; 6 мая 1915 г. наперсным крестом.

Сведения о семье (по состоянию на 1917 г.): жена Татьяна Алексеевна, дочь псаломщика, родилась 27 декабря 1877 г. Дети: Борис, род. 20 июля 1897 г., обучался в Московском университете; Нина, род. 10 января 1899 г., училась в Москве на курсах; Евгения, род. 14 декабря 1902 г., училась в 6 классе женской гимназии; Елена, род. 26 октября 1904 г., ученица 4 класса женской гимназии; Агния, род. 17 января 1907 г., ученица 2 класса женской гимназии; Николай, род. 1 декабря 1908 г., учился в приюте-классе Пражской мужской гимназии (г.Варшава, предместье Прага), в 1916г. эвакуирован в Тулу.

Мать его вдова псаломщика с.Иовлево Богородицкого уезда Боженова Евгения Васильева (1836-–†?)59.

В материалах по П.Ф. Боженову, расположенных на сайте  Свято-Тихоновского православного гуманитарный Университета  ошибочно сообщается, что детей у него не было 60.

 

           В феврале 2011 года автором-составителем «Тульского Синодика» Т.В. Георгиевской общине храма были переданы краткие сведения еще на двух служителей храма в период с 1926 по 1930 гг., принявших мученическую кончину в годы репресий: священника И.И. Раевского и псаломщика Н.Д. Сперанского.

         Раевский Иван Иванович, 17.06.1875 г. рождения, уроженец с. Богословское, Чернского района Тульской области, из семьи священника, проживал в Туле, ул. Тимирязева, д. 39. Образование: окончил духовную семинарию в 1897 году. Священник. Арестован 22.03.1940 г. Содержался в тюрьме № 1 г. Тулы. 14.09.1940 г. умер в тюремной больнице. Тульской областной прокуратурой (ТОП) не реабилитирован.

       Сперанский Николай Дмитриевич, 08.09.1881 г. рождения, уроженец г. Ту­лы, проживал в Туле, ул. Арсенальная, д. 29, бывший псаломщик. Образование: окончил 1 класс Тульской духовной семинарии. В 1923 г. был под следствием ОГПУ, дело было прекращено. В 1937 г. работал сторожем в «Мосторгтрансе», г. Тула. Арестован 28.11.1937 года по ст. 58-10 УК РСФСР. Решением тройки при УНКВД СССР по Тульской области от 09.12.1937г. Сперанский заключен в ИТЛ сроком на 10 лет. Отбывая наказание в Бурлаге НКВД (Амурская обл.) умер 10.11.1938г. Место захоронения не известно. Реабилитирован ТОП 16.05.1990 г.

        Из данного события следует, что тема новомучеников и  исповедников Российских двадцатого века остается глубоко актуальной  и требует  своего дальнейшего исследования.  

 

3.2. Краткие сведения о  клириках храма

с 1886 по 1930-е годы

        

         Троицкий Дмитрий Георгиевич (Егорович), протоиерей, родился 10 октября 1847 г. в  с. Грецово-Пешково Тульского уезда в семье диакона. В июле 1870 г. окончил Тульскую духовную семинарию и  со званием студента был учителем  начальной  народной  школы в с. Острецово Алексинского уезда. После 3-летней службы, как один из лучших учителей народных школ, по   прошению   его был  перемещен  в  двухклассное  училище г. Кашира (1873), во время прохождения этой должности был назначен заведующим Каширским двухклассным училищем (1875). После предварительных испытаний был утвержден по прошению учителем ТДУУ (1875), на сей должности был произведен в чин коллежского секретаря (1880). 14 мая 1880 г. рукоположен Преосвященным Питиримом в сан священника к Покровской при Тульской тюрьме церкви (1880). По прошению перемещен к Александро-Невской церкви на Плац-параде (1897-1900). Заведующий и законоучитель церковно-приходской школы (1898–1900)56.

           По прошению перемещен к Спасо-Преображенской  церкви Тулы (1900), миссионер по г.Тула (1917). Законоучитель в местной церковно-приходской школе, член Тульского уездного земского училищного совета (1903), законоучитель в Тульском железнодорожном техническом училище (1900), духовный увещатель графа Л. Толстого (с 1897). Член ревизионного комитета по епархиальному ведомству.

Говорил поучения в своем храме при богослужении в праздничные дни. В 1916 году он священник Преображенской церкви в г.Тула.

         Автор книги «Православно-пастырское увещание графа Л. Н. Толстого» (Сергиев-Посад, 1913 г.), которая имеется в Тульской областной библиотеке.

          Умер предположительно после 1924 года.

          Награжден: медалью в память о Государе Императоре Александре III (1884), награжден набедренником (1889), скуфьею, камилавкою (1894), наперсным крестом (1901), орденами Св. Анны III и II ст., палицей (1924).

         Сведения о семье: жена Покровская Александра Афанасьева (1852–†?), дочь священника Троицкой церкви г. Кашира.

Дети: Соколова Софья (1880–†?), вдова священника, по болезни содержится в Тульской лечебнице, Анна (1882–†?) в замужестве за священником, военным протоиереем 54 Минского полка Покровским в местечке Олите Сувалкской губернии при артиллерийском гарнизонном полке, Екатерина (1883–†?) окончила курс ТЕЖУ, в замужестве за студентом Московского Университета Делекторским, позже преподавателем Тульского реального училища, Димитрий (1885–†?) состоял студентом Московского Университета, позже преподавателем мужской гимназии в Нижегородской губернии, Афанасий (1890–†?) обучался в ТДС, в 1916 г. он поручик 60-го Замосцкого пехотного полка в действующей армии 61.

 

Глаголев Александр Георгиевич (сведения на 1901 г), протоиерей, родился 30 августа 1859 г. в семье диакона. Окончил Тульскую духовную семинарию в 1875 г. Учитель в Тульском духовном училище до 1873 г., законоучитель Никифоро-Щегловского училища, Тульского уездного училища, Тульского ремесленного училища, Тульской первой женской гимназии. Член Строительного комитета при Епархиальном женском училище, Епархиального училищного совета, ревизионной комиссии при Тульском духовном училище.

26 августа 1896 г. перемещен к Спасо-Преображенской церкви г. Тулы, 12 апреля 1900 г. – к Александро-Невской церкви. С 1 июля 1900 г. духовный следователь по 1 округу г. Тулы. Заведовал местной школой.

Награжден: 15 августа 1880 г. набедренником; в марте 1884 г. скуфьей; в марте 1890 г. камилавкой; 14 мая 1896 г. наперсным крестом от Святейшего Синода; 6 мая 1901 г. возведен в сан протоиерея; имел серебряную медаль в память об Императоре Александре III.

Сведения о семье: жена Ольга Павловна, родилась 6 июля 1861 г. Дети: Владимир, род. 17 апреля 1874 г., студент Императорского св. Владимира Университета в г. Киеве; Петр, род. 28 октября 1880 г., студент Императорской С.-Петербургской военно-медицинской Академии; Александра, род. 5 июля 1883 г. и Варвара, род. 4 декабря 1884 г. – окончили курс Епархиального женского училища; Надежда, род. 14 августа 1889 г., обучалась во 2-м классе Тульской первой женской гимназии. Теща: Васса Стефановна Успенская, 74 года, вдова священника с. Апухтино Одоевского уезда62.

 

         Виноградов Капитон Андреевич (сведения на 1917г.) ,протоиерей, родился 1 марта 1853 г. в семье пономаря. Получил образование в Тульской духовной семинарии и по окончании её в 1875 г. работал учителем и законоучителем в с. Обидимо Тульского уезда. С 29 апреля 1879 г. рукоположен Высокопреосвященным Никандром в священники Вознесенской церкви с. Руново Каширского уезда. С 12 марта 1887 г. по прошению перемещен в с. Тешилово Каширского уезда. Законоучитель двухклассного училища. С 18 июня 1892 г. состоял духовником и цензором проповедей во 2-м благочинном округе, с 19 июля 1896 г. – благочинный. По предложению Преосвященного Питирима 18 января 1899 г. перемещен к Александро-Невской церкви. Состоял членом ревизионного комитета по Свечному заводу, с 1906 г. его председателем. С 1909 по 1914 гг. – председатель завода. В 1911 г. член комиссии по испытанию лиц в диаконы, с 1911 г. заведует местной школой. С 15 октября 1902 г. настоятель Александро-Невской церкви. С 1912 по 1913 гг. законоучитель приготовительного класса Тульского реального училища. С 1909 по 1917 гг. законоучитель в Епархиальном женском училище.

Награжден: 12 декабря 1882 г. набедренником; 1 января 1891 г. скуфьей; 6 мая 1898 г. камилавкой; 6 мая 1904 г. благословением Св. Синода с грамотой; 6 мая 1906 г. наперсным крестом; 28 марта 1916 г. возведен в сан протоиерея; 6 мая 1916 г. орденом св. Анны 3 ст.

Сведения о семье: Жена Мария Андреевна, родилась 8 февраля 1862 г. в семье священника. Дети: Алексей. род. 14 марта 1881 г., служил в Тульской Казенной палате; Михаил, род. 26 сентября 1887 г., преподаватель в г. Старый-Оскол Курской губернии; Виктор, род. 3 ноября 1888 г., преподаватель в Веневском духовном училище; Андрей, род. 20 октября 1894 г., обучался в Ветеринарном институте63.

 

           Гастев Василий Иванович (1844, г. Тула –†?), псаломщик Петропавловского храма в Туле (1885). В 1860 г. по окончании курса в ТДУУ определен на пономарское место к Боголюбской церкви в Туле. Заштатный священник Александро-Невской церкви в Туле (1915–1916). Жена Марья Гаврилова (1859–†?), дети: Зинаида (1878–†?), Евгений (1879–†?), Павел (1880–†?), Александр (1883–†?)64.

 

         Злобин Сергей Михайлович (29.09.1874 - †?), протоиерей.

Священник Александро-Невской церкви в Туле с 1926 по 1930 год 65.

 

         Князев Александр Алексеевич (1882-†?), священник, протоирей 1930, епархиальный наблюдатель церковных школ (1915). Товарищ председателя пятого собрания духовенства и мирян г. Тулы 21 апреля 1917 г.66

         Баклаев Владимир Феодорович (26.08.1878–†?), диакон Александро-Невской церкви, что на Плац Параде (с 16.07.1901- 1930). Из светского звания, окончил Чернское ДУ, обучался в ТДС (1896).

         Жена Александра Афанасьева (02.05.1880–†?), дочь псаломщика, дети: Сергей (04.10.1900–†?) обучался в ТДС, Мария (09.08.1902–†?) и Виктор (02.10.1906–†?) обучались в гимназии 67.

 

         Волковицкий (Волковский) Федор Иванович (1871-†?), диакон 1926-1930 гг 68.

         Кедров Евгений Никитин (1842–25.03.1899), псаломщик Владимирской на Ржавце церкви (1885). Священнический сын, определен из ТДС (1858) к Тульской Николо-Часовенской церкви в послушника, в 1862 г. посвящен в стихарь, в 1869 г. определен к Скорбящинской церкви, при доме призрения бедных, в 1882 г. перемещен на настоящее место 69.

        Руднев Алексей Ильич (28.01.1868–†?), псаломщик Александро-Невской церкви в Туле (1901–1916). Сын диакона, из 3 класса ТДС (1889), имел свидетельство на звание учителя, определен по прошению в с.Руднево во псаломщика (1890). Псаломщик в Староникитской церкви Тулы (1898), перемещен к церкви Святых Двенадцати Апостолов (1899), что на Конной площади (1899), перемещен на настоящее место. Содержание от казны не получал. Жена Мария Георгиева (1872–†?), дочь крестьянина 70.

 

          Парадизов Дмитрий, псаломщик. Даты рождения, смерти и начала служения в Александро-Невской церкви не известны. 17 июня 1901 г. перемещен к Христорождественской церкви, что на оружейной стороне.  

         Жена Анна Васильевна (1871-†?) из духовных, дети: Мария (1893-†?) учительница церковно-приходской школы, Анна (1896-†?) учительница,  Александр (1898-†?)  обучался  в  ТДС,  Елизавета (1900-†?), Валентина (1905-†?) 71.

          Обозревая скупые исторические сведения о священнослужителях нашего храма, прочитывая их имена, все больше проникаешься убеждением, что их молитвами восстанавливается современная такая сложная жизнь прихода. Чувствуя это единение, осознаешь все большую ответственность не только за восстановление каменных стен храма, но и за сохранение памяти о прихожанах и духовенстве Александро-Невского храма – святого места на карте нашего древнего города.

 


 


Назад к списку

Новости

  • Незабываемые дни в обители милосердия
  • 12 Июль 2016
  • В начале июля группа воспитанниц воскресной школы нашего храма побывала в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в городе Малоярославце.

  • Приходское торжество
  • 20 Июнь 2016
  • 12 июня, в день рождения святого благоверного  великого князя Александра Невского, в нашем храме  чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, награжденных орденом его имени.

Все новости


Объявления

  • Миссионерская лекция
  • 03 Август 2016
  • 14 августа в 11-30 состоится лекция

  • «Казачий стан» ждет гостей.
  • 06 Июль 2016
  • С 20 июля по 24 июля на территории района Алексин-Бор и территории детского лагеря «Факел» города Алексин планируется семейный православный походный праздник со спортивным уклоном.

Все объявления
Яндекс.Метрика