Храм святого благоверного великого князя Александра Невского г.Тулы - 1. ИСТОРИЯ ХРАМА ДО 1917 ГОДА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1. ИСТОРИЯ ХРАМА ДО 1917 ГОДА

 

1.1.  Завещание Е.Х. Кучина

 Панорама Тулы на рубеже XX столетия неотделима от множества храмов и колоколен. Всего в городе к 1917 г., считая вместе с домовыми, было 66 православных церквей.

Многочисленные церкви Тулы являлись не только местом молитвы наших благочестивых предков, но и своего рода историческими вехами всей культурно-исторической жизни города. Многие из них не сохранились, но оставшиеся являются ценнейшими архитектурными памятниками прошлого, которые требуют к себе особого подхода и бережного, внимательного изучения и сохранения. Каждый из них имеет свою «биографию», отразившую определенный этап, событие в жизни страны или города.

Началом  «биографии» храма св. Александра Невского можно считать дату 25 сентября 1862 года, когда  крапивенский купеческий брат Илларион Семенович Головин представил в Тульскую Городскую Думу духовное завещание тульского 3-й гильдии купца Евфимия Харитоновича Кучина, написанное 24 числа того же сентября. В завещании говорилось:

«Восемь билетов сохранной казны на сумму 20000 р. определяю на выстройку церкви в г. Туле 2 городской части на плац-парадном месте, что близ жандармских конюшен; церковь эта должна быть выстроена во имя Александра Невского, ангела Благочестивейшего Государя нашего Александра Николаевича и в память освобождения Его Императорским Величеством крестьян от крепостной зависимости по Высочайшему манифесту 19-го февраля 1861 года, с приделом во имя преподобного Евфимия, коего память совершается 15 октября; исполнение сего третьего моего завещания по моей смерти во всех его частях возлагаю на членов Тульской Городской Думы, но с тем, чтобы они в действиях своих по выстройке сказанной церкви и расходах на оную никакой отчетности никому не давали и ответственности ни пред кем никакой не несли, ибо я уверен, что члены Думы добросовестно исполнят волю мою по сему завещанию по своему личному усмотрению» 1.

Евфимий Харитонович Кучин был известный торговец пушным товаром. Он был холост и умер, имея от роду более 80-ти лет. Вот выписка из собственноручной записи Кучина в «Городскую обывательскую книгу»:

«Тульский 3 гильдии купец, из старожилов, состоял я прежде в мещанстве и отправлял службу в Тульской градской Думе помощником у городового старосты. После сего в квартирном комитете депутатом... на 1826 год объявил капитал на купечество 3 гильдии, в котором поныне состою. Тоже службу по выборам купечества отправлял в 1827 году... а в 1830 году в градской Думе городовым старостой... От роду мне 40 лет, холост, имею в Туле каменный дом... на Пятницкой улице, родовой, в котором и проживаю... Торговлю я произвожу в лавке в Гостином Дворе мягкой рухлядью... Е. Кучин, декабрь 1832 г.» 2.

Иларион Семенович Головин был главным приказчиком Кучина и близким к нему человеком; он начал свою службу у Кучина мальчиком и прослужил у него до самой смерти около сорока лет. Первое завещание Кучина было написано 31 августа. В нем Головину была завещана лавка со всем товаром. Второе завещание было написано 4 сентября того же года, и в нем был завещан дом со всею движимостью племяннику Кучина Крахоткину И.И. Последнее - третье, вышеприведенное завещание, написанное 24 сентября 1862 года, не уничтожало распоряжений по первым двум завещаниям, а служило только дополнением их и касалось капитала, относительно которого не было еще сделано распоряжения. Тому, чтобы Кучин определил этот капитал именно на построение храма во имя ангела Государя Императора и в память великого совершенного Им дела, весьма много содействовал Головин. Как самый близкий к Кучину человек, зная с одной стороны, что у последнего, кроме имущества, уже распределенного прежними двумя завещаниями, есть еще значительный, заключающийся в процентных бумагах капитал, не получивший никакого назначения; с другой – видя, что дни удрученного летами и недугами его патрона уже сочтены, и опасаясь, что капитал этот может сделаться, против желания самого Кучина, достоянием каких-либо неведомых даже Кучину отдаленных его родственников или послужит поводом к судебному процессу, оскорбительному для памяти Кучина, Головин счел за нужное посоветоваться об этом с теми лицами, к которым имел доверие. Добрые люди дали добрый совет, Головин воспользовался этим советом и успешно и вовремя привел его в исполнение. 24 сентября сделано было завещание Кучиным, 25-го завещание это было уже представлено Головиным в Городскую Думу, а 27 Кучин скончался.

Весть о завещании Кучина быстро распространилась по городу, и его распоряжение о назначении капитала на построение церкви и притом на плац-парадном месте было принято всеми гражданами с искренним чувством благодарности, так как во всем городе не было другого места, которое бы более нуждалось в храме. Так называемое плац-парадное место (Жандармская площадь) находилась на самой окраине города, довольно густо населенной, но весьма отдаленной даже от ближайших к ней церквей – Петропавловской и Владимирской, и по этому, как усердные к церкви граждане встречали крайнее затруднение, особенно весной и осенью, в посещении храмов Божьих, так и священноцерковнослужители испытывали разные неудобства при посещении приходных домов в установленные дни, или когда встречалась в этом особая надобность. Завещание же Кучина, чтобы церковь была построена во имя ангела обожаемого Монарха и в память величайшего из Его деяний, наполнило сердца жителей города Тулы чувством искреннего благоговения.

Городская Дума со своей стороны сочувственно отнеслась к завещанию Кучина и безотлагательно приступила к исполнению его воли. Она последовательно, по требованию самих обстоятельств, вошла в сношения с судебной властью об утверждении завещания и о переводе завещанного капитала в ведение Думы; с духовным начальством об испрошении разрешения на построение храма; с министерством путей сообщения об испрошении Высочайшего соизволения на занятие церковью площади, принадлежащей городу; сделала надлежащие распоряжения о составлении проекта храма и о представлении его, когда он был окончен, установленным порядком на утверждение, словом, исполнила все требуемые законом формальности, без чего нельзя было приступить к самому построению храма. Все это было исполнено, хотя неспешно, но и без замедления.

По распоряжению Городской Думы проект храма был составлен архитектором Тульского Оружейного завода Михайловым.

Здесь уместно отметить, что до настоящего времени среди тульских краеведов и историков нет единой точки зрения по вопросу авторства проекта. Так по мнению известного историка-архивиста А.П. Бурсака автором проекта мог быть молодой архитектор Александр Бочарников3.  Журналист и краевед Н.Д. Шапошников данную версию ставит, правда с оговоркой, под сомнение, отмечая, что «стиль других проектов Бочарникова, в частности, ансамбля Щегловского монастыря, существенно отличается от храма Александра Невского, но мнение известного исследователя (Бурсака) нельзя не учитывать» 4.

По информации же Государственого архива Тульской области   «первоначальный проект храма составлен был архитектором Тульского Оружейного завода Михайловым. Его размеры превышали объем пожертвованной суммы. Наследник Кучина купец Л.С.Головин заключил договор с городским архитектором Башкировым на составление нового плана и фасада церкви.  В 1881 г.  началось  строительство» 5. То есть, из архивной справки следует, что к постройке храма в 1881 году приступили по проекту городского архитектора Башкирова.

Однако  дальнейшее документальное исследование вопроса строительства храма свидетельствует, что возведен он был все же по первоначальному проекту, разработанному гражданским архитектором Тульского оружейного завода Михаилом Алексеевичем Михайловым. Подтверждение этому будут приведены ниже.

Разработанный М.А. Михайловым проект 17 июля 1865 года был Высочайше утвержден, а вслед за этим последовал из Священного Синода на имя Его Высокопреосвященства указ, разрешающий приступить к построению храма. Содержание этого указа Его Высокопреосвященством через консисторию немедленно было сообщено Городской Думе для принятия всех зависящих от нее распоряжений.

По получении от епархиального начальства этого уведомления, Думе, по-видимому, ничего не оставалось делать, как немедленно приступить к исполнению завещания Кучина, т.е. к построению церкви. Однако же со времени получения этого уведомления протекло более 18-ти лет, и в течение всего этого времени Дума не находила возможным приступить к построению церкви.

Главное препятствие она находила в том, что на построение церкви, по Высочайше утвержденному проекту, требовалось около
80 тысяч рублей, а пожертвованный Кучиным капитал и с процентами на него был еще весьма далек от этой цифры; других сумм на это дело Дума не имела, а начинать его без достаточных средств она считала рискованным.

И.С. Головин, всемерно заботившийся о скорейшем исполнении воли его патрона, вполне согласной и с его собственным желанием, предложил Думе сделать изменения в утвержденном уже проекте и составить его так, чтобы капитала, завещанного Кучиным, было достаточно для его выполнения. «Предложение Головина было принято, но по разным причинам не осуществилось.  Это замедление принесло, впрочем, свою существенную пользу. Пожертвованный Кучиным капитал, во все это время постоянно увеличиваясь, почти достиг такого размера, что можно было приступить к исполнению утвержденного проекта без его изменения» 6. Из приведенной цитаты следует, что если и был заключен договор с городским архитектором Башкировым на корректировку первоначального проекта храма, разработанного Михайловым, то он не был реализован.

В заключение необходимо отметить, что существующее мнение о месте погребения Е.Х. Кучина на Всехсвятском кладбище7  ошибочно. По данному поводу в  «Исторической записке о деятельности Александро-Невского г.Тулы  церковно-приходского Попечительства за 1887-1912 годы» сообщается следующее: «В 1904 году Попечительство отыскало забытую могилу своего храмоздателя Евфимия Харитоновича Кучина и на его могиле установило памятник с соответсвующей благодарною от прихожан надписью. Могила находится на кладбище Тульского женского монастыря» 8.    

 

1.2. Построение храма

 Когда бы и как исполнилась воля завещателя Кучина неизвестно, если бы чрезвычайное событие, потрясшее всю Россию, не дало быстрого движения делу о построении храма.

1-го марта 1881 года совершилось ужасное преступление. Монарх, обожаемый облагодетельствованным им народом, окончил мученически свою жизнь от рук злодеев. Пораженные таким ужасающим событием 17 гласных Тульской Городской Думы 18 марта обратились в Думу со следующим заявлением:

«В Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич изволил утвердить проект на постройку церкви во имя св. благоверного князя Александра Невского в г. Туле на плац-парадном месте. Проникнутые глубокой скорбью по случаю кончины Его, в память тех ужасных страданий, которые, по воле Всевышнего, перенес в Бозе почивший Император Александр Николаевич, вследствие злодейского посягательства, учиненного на Его священную особу 1-го марта, мы, нижеподписавшиеся, просим Городскую Думу принять меры к немедленному сооружению сего храма с тем, чтобы для пополнения имеющейся на сей предмет суммы, открыть подписку между гражданами для добровольных пожертвований» 9 .

Городская управа это заявление доложила Думе, объяснив при этом как об обстоятельствах замедления построения церкви, так и о том, что в настоящее время завещанный Кучиным капитал увеличился через его приращения процентами до 62262 руб. 96 коп., и что для сооружения храма по утвержденному проекту и по техническому исчислению городского архитектора, недостает около 17738 руб. Выслушав заявление 17-ти гласных и объяснения управы, Дума единогласно постановила:

«Предложение 17 гласных вполне принять; к постройке церкви на плац-парадном месте, согласно во всем с Высочайше утвержденным 17 июля 1865 года проектом, приступить немедленно; для чего и учредить под председательством Городского Головы и при участии городового архитектора особую комиссию. А как завещанного купцом Кучиным капитала, которого в настоящее время состоит на лицо 62262 руб. 96 коп., на сооружение церкви, по утвержденному проекту, не достает до 17738 руб., то на недостающую сумму ныне же открыть, как при городской управе, так и при городском Сушкинском банке подписку для добровольных пожертвований между гражданами; устроить в означенном храме второй придел во имя св. преподобномученицы Евдокии, память которой совершается 1-го марта, с тем, чтобы в этот самый день, в который пал жертвою гнусного злодейства наш незабвенный Монарх, Царь-Освободитель, приняв мученическую кончину, ежегодно, по окончании литургии, совершалась панихида об упокоении чистой души Его»10.

Таким образом через наименование храма и его приделов сакрально были увековечены два события в жизни России и царствующей особы: великое благодеяние Государя Императора Александра Николаевича – отмена крепостного права и великая трагедия – смерть его от рук террористов.

Отметим еще один важный момент в постановлении Думы, в котором содержится указание на начало строительство храма «согласно во всем с Высочайше утвержденным 17 июля 1865 года проектом». Из чего следует, что храм был построен по первоначальному проекту, разработанному А.М. Михайловым. 

На том же заседании Дума избрала и членов комиссии для построения церкви. Большинством голосов были избраны:
А.А. Маймистов, М.Я. Пальцев, И.И. Сушкин, И.С. Белобородов и А.А. Юдин. Избранные члены строительной комиссии приняли порученное им дело с искреннею любовью и немедленно приступили к его исполнению. Городской архитектор относился к нему не только как официальное лицо, но и как тульский гражданин, сердцу которого было близко порученное ему дело. Дело о построении церкви пошло быстро.

12 июля 1881 года была произведена закладка церкви, а к концу 1884 г. постройка ее была совершенно окончена. В 1885 году и начале 1886 года деятельность строительной комиссии заключалась только в отделке некоторых частностей, в приобретении церковной утвари, в построении домов для священноцерковнослужителей и приготов-лении всего необходимого для того, чтобы можно было беспрепятственно приступить к освящению церкви.

Со времени начала постройки и до времени ее окончания состав строительной комиссии значительно сократился. Некоторые из членов комиссии умерли, некоторые по различным причинам выбыли из ее состава, так что вся тяжесть труда и хлопот по окончательной отделке церкви, по построению домов для священноцерковно-служителей, по приобретению церковной утвари и приготовлению всего необходимого для освящения церкви пали на двух членов комиссии: И.С. Белобородова, А.А. Юдина, а также на архитектора Д.Е. Гурьева

Из доклада строительной комиссии Городской Думе видно, что для построения церкви в ее распоряжении имелось всего 76070 рублей 58 копеек, из которых 67919 рублей 14 копеек образовались из пожертвованного Кучиным капитала, а 8151 рубль 44 копейки составились из пожертвования различных лиц и кружечных сборов. Израсходовано было собственно на построение церкви 66985 руб. 20 копеек. Для приобретения приличной утвари в достаточном количестве требовалось до 10000 руб. и на построение домов для церковнослужителей около 5000 руб. Все это исполнено членами комиссии на остатки от показанной выше суммы (4085 руб. 38 коп.) и на собранные ими новые пожертвования от разных лиц, пожелавших остаться неизвестными.

Новопостроенная церковь не поражала взора великолепием и богатством, но ее прекрасное положение среди обширной совершенно открытой площади и весьма красивый и оригинальный фасад, ее внутреннее расположение и не роскошное, но изящное и вполне соответствующее православному храму устройство иконостаса и прочих частей, производило на всех отрадное впечатление.

В архитектурном плане храм имел четыре небольшие (декоративные) главки и одну большую главу (центральную) в виде мощного светового восьмигранного барабана с шлемовидным купольным завершением, венчающимся маковкой на малом барабане. Над папертью (входной частью) возвышалась своеобразная, с плоским куполом звонница, в проемах которой висели колокола. Характер архитектуры церкви выполнен в так называемом византийском стиле с некоторыми чертами древнерусской архитектуры.

Здание церкви имело три входа: основной (под звонницей), с западной стороны и запасные с севера и юга. С восточной стороны к основному храмовому объему примыкал трехапсидный алтарь. В верхней части плоскости стены над входными проемами (с севера и с юга) с арочными завершениям имелись по три небольших арочных окна для освещения храма на уровне второго яруса. Сверху в храмовую часть свет поступает из восьми окон большого барабана.

Первоначальный облик храма помогает восстановить цветная фотооткрытка начала XX века.

Храм построен на контрасте темно-красного и белого кирпича с голубыми куполами на фоне голубого неба. Жители улицы Пушкинской помнят вековые березы и белокаменную дорогу, которая когда-то вела к церкви. В 1888 году по ходатайству церковно-приходского Попечительства Городская Дума предоставила в пользование храма окружающую его площадь и разрешила на собственные деньги попечительства рассадить деревья. Разрешено было также отделить церковь от улицы и домов оградой с тем, чтобы площадь не была застроена лавками и другими постройками, и чтобы в иное время не запрещались прогулки по ней жителям. Уютный сквер существовал вплоть до закрытия храма.

Вот как описывается храм при посещение Преосвященнейшим Иринеем богадельни и школы при Александро-Невской церкви, после служения литургии в этой церкви:

«Храм этот не блестит золотом и серебром, но обращает на себя внимание по простоте и изяществу своей отделки. Все иконостасы резные дубовые. Внутри весь храм окрашен масляной краской. Священные изображения находятся только в куполе, в нижней же части храма по стенам начертаны св. изречения из Евангелия и Апостола. Так, на правой колонне близ среднего алтаря помещено изречение Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»; на левой: «Ищите прежде царствия Божия и правды Его». На северной стене храма начертаны изречения из Евангелия и Апостола, читаемые при погребении. На южной стене - учение Спасителя о прощении обид и о любви к ближним. На западной - учение Спасителя о блаженствах, о кротости и терпении, а также учение Апостолов о жизни общественной, супружеской и семейной и о благотворении. Приходящие в храм до начала церковных служб и по окончании оных, обыкновенно, читают эти надписи и поучаются»11.

Постройка этого храма в бедной окраине города, вдали от городских церквей, была удовлетворением самой насущной духовной потребности жителей окраины.

Жертва Боголюбивого раба Божия Евфимия принесла в короткое время обильный плод: создана прекрасная церковь там, где она была так необходима; образовался новый приход и притом такой, который, хотя в большинстве очень бедный, создал однако же у себя чуть не с первого года такие благотворительные для своей бедноты учреждения, каких не видим в более состоятельных приходах города, - богадельню и школу.

Немного было богатых в этом приходе, но много усердных к делу благотворительности. Только при таких условиях могло возникнуть и широко раскинуть свою деятельность здешнее церковно-приходское Попечительство, которому в свою очередь обязаны своим возникновением и богадельня, и школа.


1.3. История храма в отчетах Александро-Невского      

       церковно-приходского Попечительства

 Благодаря отчетам церковно-приходского Попечительства, составляемым его бессменным председателем Андреем Андреевичем Любомудровым, который на протяжении более 25 лет был церковным старостой Александро-Невской церкви, мы можем детально, по годам, рассмотреть жизнь храма и прихода, начиная с 1888 по 1912 год. Сборник с отчетами был издан Приходским Советом храма в 2008 году, хотя и весьма малым тиражем, здесь же мы отметим лишь основные вехи истории храма.

Церковно-приходское Попечительство было открыто и имело первое заседание 23 декабря 1887 года12. Не имея ни копейки собственных средств, попечительство приступило к деятельности, будучи одушевляемо только верою в помощь Божию всякому благому делу. Оно направило свою деятельность на заботу о внешнем и внутреннем благолепии храма, о поднятии умственного и нравственного уровня среди детей бедных прихожан и об оказании необходимых пособий бедным прихожанам.   

В память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра III и всей Августейшей Семьи Его Величества 17 октября 1888 года была изготовленная икона, изображающая св. пророка Осию, прмч. Андрея Критского, свв. Косму и Дамиана, причем пророк Осия изображен державшим в одной руке свиток, другую же руку он держит поднятою вверх, где изображен нерукотворный образ Спасителя. Освящена икона была 26 февраля 1889 года, пред нею повешено паникадило и серебряная, вызолоченная лампада. Икона поставлена на самом видном месте храма, с правой стороны амвона главного придела.

К 8 апреля, дню св. Пасхи, была сооружена и поставлена против предыдущей икона Богоматери «Всех Скорбящих Радости», а ко дню праздника этой иконы, т.е. к 24 октября 1889 года, на нее возложен был серебряный позолоченный венец13.   

В этом же году было приобретено для храма много ценных икон при следующих обстоятельствах.

Старинный торговый дом братьев Лялиных в г. Туле пришел в упадок, так что образовано было по делам его конкурсное управление, которое и приступило к продаже всего имущества. В числе имущества оказалось очень много древних богато украшенных икон. Так как иконы по закону не подвергались продаже, а должны быть переданы в храм, то церковно-приходское Попечительство через своего председателя обратилось в конкурсное управление с просьбой уделить часть икон и в храм св. Александра Невского. Конкурсное управление к этому ходатайству отнеслось сочувственно и 11 января 1889 г. в храм были доставлены следующие иконы: 1) Господа Вседержителя, 2) Покрова Пресвятой Богородицы, 3) св. Николая Чудотворца, с изображением по сторонам чудес его; эти три иконы были размером в длину более двух аршин каждая и в серебряных с позолотою по местам ризах, 4) Иоанна Предтечи, 5) св. Митрофана, Воронежского чудотворца, размером более аршина и тоже в серебряных ризах,
6 и 7) две иконы архангелов: Гавриила и Михаила, прекрасной живописи, около 2-х аршин каждая, в киотах, и 8) большой образ Спасителя в темнице, древнего письма14.

По размещении всех этих икон храм, казавшийся до того времени бедным, стал совершенно полным и вполне удовлетво-ряющим религиозному чувству молящегося христианина.

В начале весны 1889 г. Попечительство приступило к постройке школы. 3 сентября здание было готово, и все, что требовалось для учебного процесса было приобретено. В школу в течение одной недели после ее открытия набралось до 50-ти мальчиков15.

В августе 1891 г. было завершено строительство богадельни, приспособленное для проживания 10 женщин. 25 августа здание было освящено, а 26 в нем поместились уже призреваемые.

Здесь уместно отметить, что школа, как и богадельня, были построены на пожертвование членов попечительства коллежского секретаря Николая Ананьевича Давыдова16  и купца Александра Петровича Молчанова17 соответственно. Причем в первом случае Промысел Божий проявился настолько разительно, что считаем уместным привести обстоятельства его проявления.

   Коллежский секретарь Николай Ананьевич Давыдов 25 мая 1888 года пригласил к себе приходского священника и председателя попечительства для составления духовного завещания, которое тогда же и было написано, 26 мая вечером завещание было оформлено нотариально, а 27 мая Николай Ананьевич скончался. По завещанию своему он отказал тысячу рублей серебром на устройство в приходе школы. Таким образом, только за три дня до своей смерти, он успел сделать доброе дело и оставить по себе действительно вечную память.

В связи с этим информация о том, что школа и богадельня были построены на капиталы А.С. Баташева18, не соответствует действительности.

В 1891 году храм св. Александра Невского с внутренней своей стороны находился далеко не в удовлетворительном виде. Стены его, будучи еще при постройке окрашены клеевой краской, от времени закоптились и запылились, живописи на них совсем не было.

Работы начались 1 мая и были окончены 15 июля. Храм стал чист, светел и по местам расписан священными изображениями, по местам сделаны орнаменты; все это исполнено местным живописцем П.К. Григорьевым19.

В память исполнившегося 28 октября 25-летия супружеской жизни Их Императорских Величеств, по постановлению Попечительства, были изготовлены три иконы св. благоверного великого князя Александра Невского и поставлены: одна в храме, другая в школе и третья в богадельне, здание которой было освящено 25 августа, а 26 в нем поместились уже призреваемые; с 15 ноября 1891 г. при богадельне начали ежедневно готовить горячий завтрак для учеников школы.

В 1896 году в ознаменование Священного Коронования Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны при школе открывается библиотека-читальня для взрослых, в которой имелось на тот момент 600 книг: богослужебных, религиозно-нравственного и исторического содержания, могущих вполне удовлетворить лиц, получивших образование не только церковно-приходской школе, но и в уездном училище20.

29 ноября 1898 года на деньги, завещанные умершим членом Попечительства присяжным поверенным П.П. Рудневым была открыта бесплатная библиотека для всеобщего пользования. Здесь и дети, и взрослые прихожане даже со средним образованием могли найти для себя обильную духовную пищу21.

К 1902 году количество учащихся в школе возросло до 80-ти человек, и главное неудобство заключалось в смешении учащихся обоего пола в одной комнате. Было принято решение сделать к существующему зданию пристройку для женского отделения. 2 сентября 1902 г. школа для девочек была открыта и преподаванием в этом отделении занималась особая учительница22.

В юбилейном отчете Попечительства за 1887-1912 гг. мы можем видеть, что за все время существования школы в ней училось 1683 и окончило курс с правами 239 детей. Святейший Синод, во внимание к плодотворной деятельности Попечительства по отношению к просвещению юношества в духе Православной веры, прислал в награду Священную Библию, хранимую в школе в особом ларце во святом углу.

Заботясь о детях, Попечительство не оставляло своим вниманием и взрослых прихожан. При школе стали проводить собеседования, которые народу нравились, и поэтому посещались в изобилии и настолько усердно, что задолго до начала их (5 час. вечера) здание школы переполнялось слушателями разного звания, пола и возраста. Чтобы не сидеть им праздно, учитель местной школы студент семинарии И.Д. Бимбереков занимался с ними пением разных церковных песнопений.

В чтениях для народа, кроме приходских пастырей, принимал участие и председатель Попечительства, церковный староста Андрей Андреевич Любомудров. Так мало-помалу совершенствовалось великое дело просвещения народа в духе православной церкви. Во время бесед народу раздавались бесплатные брошюры религиозно-нравственного и патриотического содержания. Во время Русско-японской войны при школе было устроено шитье белья для наших воинов.

В 1905 году по обеим сторонам церковной паперти были возведены две пристройки: в одной была помещена ризница и библиотека церковно-служебных книг, а в другой - разная церковная утварь. Вследствие этого все шкафы, теснившиеся в алтаре, были из него вынесены, отчего и прибавилось порядка и чистоты в храме23, но пристройки изменили архитектурный облик храма не в лучшую сторону.

30 декабря 1912 года Александро-Невское г. Тулы церковно-приходское Попечительство справляло 25-летний юбилей своей деятельности. Празднование началось в субботу, 29 декабря, когда была совершена заупокойная литургия о всех почивших членах Попечительства и благотворителях прихода. Вечером, в тот же день, было совершено бдение с благословением хлебов и чтением акафиста. На другой день, 30 декабря, в воскресенье, была совершена литургия и, по окончании, благодарственный молебен. Затем духовенство и все молящиеся в преднесении иконы св. Александра Невского с колокольным звоном, перешли в местную Церковно-приходскую школу. Там все пропели «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Потом открылось заседание Попечительства, на котором была прочтена «Историческая записка» о деятельности Попечительства за все прошедшее время, которая в последствии была издана отдельной брошюрой.

Эта брошюра является последним системным источником информации о работе Александро-Невского церковно-приходского Попечительства.

Во время Первой Мировой войны храм не оставался в стороне от всенародной беды. Уже на второй день после ее начала  «Церковно-приходское Попечительство при Александро-Невской г.Тулы, что на плац-парадной площади церкви в экстренном заседании своем, происходившем 2 сего августа, постановило: принять участие в устраиваемом Тульской общиною сестер милосердия для больных и раненых воинов лазарет, для чего и ассигнавало на оборудование одной койки сорок рублей и на содержание оной по 25 рублей в месяц со дня открытия лазарета на все время войны»24.

За период с августа 1914 г. по 1916 г. на различные нужды военного времени приходом храма было израсходовано более 1 тыс. руб.: на содержание 2-х кроватей для раненых – 600 руб., собрано в приходе – 260 руб., от церкви – 140 руб., на помощь семьям воинов – 237 руб. 20 коп., на помощь беженцам – 20 руб. 10 коп.25.

Известно также, что старший сын А.А. Любомудрова Андрей служил в русской армии с1914 год по 1918 год, а его жена  Наталья Васильевна - сестрой милосердия в одном из лазаретов г. Тулы26.

 


Назад к списку

Новости

  • Незабываемые дни в обители милосердия
  • 12 Июль 2016
  • В начале июля группа воспитанниц воскресной школы нашего храма побывала в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в городе Малоярославце.

  • Приходское торжество
  • 20 Июнь 2016
  • 12 июня, в день рождения святого благоверного  великого князя Александра Невского, в нашем храме  чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, награжденных орденом его имени.

Все новости


Объявления

  • Миссионерская лекция
  • 03 Август 2016
  • 14 августа в 11-30 состоится лекция

  • «Казачий стан» ждет гостей.
  • 06 Июль 2016
  • С 20 июля по 24 июля на территории района Алексин-Бор и территории детского лагеря «Факел» города Алексин планируется семейный православный походный праздник со спортивным уклоном.

Все объявления
Яндекс.Метрика